Где находится Храм Василия Блаженного

Где находится Храм Василия Блаженного адрес

Красная пл., Москва, 109012

shm.ru

+7 495 698-33-04

Собор Покрова Божий Матери на Реву, “Храм Василия Блаженного” название народное, разговорное, и связано с тем что во храме этом хранятся мощи русского святого Василия Блаженного. Красив храм и праздничен, он похож на нарядный расписной сказочный терем, а купола его напоминают яркие леденцы, и они все разные, не повторяются; один шишками золотыми усеян, как ночное небо звездами, другой купол напоминает очищенный апельсин с зелёными и желтыми дольками, третий опоясан зигзагами алыми.

Поскольку собор Василия Блаженного находится в самом центре столицы, найти его нетрудно. Проще всего добраться до Храма на подземном транспорте. Чтобы добраться до самого собора, нужно выйти на одной из таких станций — Охотный Ряд, Китай-город или Площадь революции. От этих остановок можно легко дойти пешком до Красной площади, где находится Собор Василия Блаженного.
История создания

Одна из главных достопримечательностей России существует уже много веков, чтобы “обрасти” интересной историей и захватывающими фактами. Пришло время выяснить, чем славится это сооружение.


Причина строительства

Когда Иван Грозный отправился в Казанский поход, то на возвышении Троицкой площади (сегодня — Красная площадь) поставили походные деревянные часовни в память об успешных боях. После очередной удачной “вылазки” правитель приказал объединить все постройки в один храм, который был назван в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Первое деревянное здание простояло около 8 месяцев, а позже на его месте в 1555 году была построена каменная церковь. Более половины работ было выполнено за 4 года. В 1559 году все церкви были освящены, за исключением центрального строения. В 1561 году вся Церковь была освящена. Этот год считается датой завершения строительства.


Кто его построил: основные версии

В 1950 году появилась версия, что архитектором собора Василия Блаженного является известный мастер из Пскова Яковлев Постник с прозвищем Барма. Однако эти данные еще не были полностью проверены.

Вторая, более правдоподобная, версия заключается в том, что Постник и Барма-это два разных архитектора, принимавших участие в строительстве. Имена архитекторов появились в 1895 году из рукописного собрания XVII века, которое было найдено в архиве Румянцевского музея. В летописи говорилось, что “Бог дал Ивану Грозному двух господ Барму и Постника”.

Третья версия утверждает, что храм был построен неизвестным мастером из Западной Европы, возможно итальянцем. Возможно, тот же архитектор занимался и большинством зданий Московского Кремля до Собора. В данном случае можно объяснить оригинальный стиль здания, сочетающий в себе традиции европейского и русского ренессансного зодчества. Но и этот вариант еще не задокументирован.

А вы знаете? Легенда гласит, что архитекторы Постник и Барма были ослеплены по приказу царя после того, как работа была завершена, так что архитекторы не могли построить такой Собор никому другому. Эта история была впервые упомянута Голштинским послом Адамом Олеарием в 17 веке. Он также был назван Иерусалимским храмом.

Мощи Василия Блаженного были погребены рядом с Церковью после того, как Царь Федор Иванович убедился в святости жизни Василия Блаженного. Соловецкий летописец сообщает, что в 1588 году несколько человек исцелились от мощей святого. Федор Иванович, совершив чудеса, велел построить над гробницей серебряную святыню, украшенную жемчугом и камнями. В 1588 году над могилой Василия Блаженного была построена девятая церковь, получившая имя святого. В архитектурном плане церковь была самостоятельной церковью с отдельными переходами. Во время Смуты поляки украли из гробницы жемчуг и золото, а нижние постройки использовали как конюшни для лошадей.


Эволюция храма в XVI веке

Строение выглядело строгим, но элегантным в середине XVI века. Собор был расписан в технике фресок с имитацией кирпичной кладки. Изначально здание выглядело как храм со строгой композицией. Вокруг шатровой церкви было построено восемь отдельных зданий, ставших символами побед в казанских походах. Комплекс можно было бы назвать мемориальным.

Зимой собор не отапливался, поэтому службы не проводились. В 1588 году была достроена девятая церковь, которая стала единственным отапливаемым зданием. Здание посещали паломники и прихожане круглый год, даже ночью. Поэтому название этой церкви постепенно было перенесено на название всего Собора. В конце XVI века в храме появились фигурные головы, которые заменили первое покрытие, сгоревшее в другом пожаре. Документальных данных об этом событии нет, но в царствование Федора Ивановича верхние части как Троицы, так и Покрова были построены из немецкого железа.

Помещения в соборе небольшие и соединены лабиринтом переходов, поэтому во время больших церковных праздников жители столицы и духовенство собирались на Красной площади. Духовенство располагалось на лобном месте, где был установлен аналой. Сам храм стал чем-то вроде большого алтаря под открытым небом. Русский филолог Дмитрий Лихачев сказал, что собор – это символ русского характера. Снаружи она кажется огромной доминой, а внутри-маленькими церквушками.
Благоустройство собора в XVII веке

Согласно Википедии, внешний вид храма сильно преобразился в середине XVII века. В 1670 году к архитектурному ансамблю была пристроена шатровая колокольня. Верх строения сделан из железа, а крыльцо покрыто черепицей. На стенах появились разноцветные орнаменты. До реконструкции колокольни Ивана Великого в Кремле в 1660 году собор был самым высоким зданием столицы.

Церковь значительно изменилась в 1680 году. Деревянные галереи заменили кирпичными, а колокольню-шатровой колокольней. Престолы тринадцати церквей были перенесены в подвал. Раньше эти сооружения стояли на Красной площади, где когда-то проводились публичные казни. Поэтому здание и называется “Храм на крови”. Растительные орнаменты украшали платформы, галереи и парапеты веранд. Достройка была завершена в 1683 году, в честь чего были сделаны надписи на керамических вставках в стенах собора.


XVIII век: пожар и реставрация

В 1737 году в центре Москвы произошел Троицкий пожар, в результате которого собор был практически разрушен. В этом году впервые в документах в архивах собора появилось имя Ивана Мичурина-архитектора, осуществившего реставрацию интерьера. Этот архитектор написал план реставрации. Екатерина II распорядилась начать тщательный ремонт в 1784-1786 годах. Царица выделила на реставрацию 10 000 рублей и передала их московскому архиепископу Платону. Основную работу выполнил Иван Яковлев.

На северном фасаде храма Василия Блаженного Феодосийская церковь простояла почти столетие. Восьмиугольник и барабан этого здания были разобраны, а нижний ярус превращен в крытое крыльцо. Помещение второго уровня было отдано под новую ризницу, а где была старая, в документах не указано. В XVIII веке собор еще не принял современного облика. Со стороны Спасских ворот возле собора расположены два двухэтажных книжных магазина, а с лобного места-Яблочный ряд. В царствование Александра I скамейки были сломаны, склон выровнен, а сбоку от Лобного места установлена железная решетка.


XIX-XX вв.: основные изменения

Подвал собора в 1812 году был отдан под лошадей французов, захвативших Москву. Когда в 1812 году закончилась Отечественная война, Красную площадь начали заново отстраивать. Однако даже в это время собор еще не приобрел своего нынешнего облика. Архитектор Осип Бове занимался реконструкцией Красной площади в 1817 году.

В то же время стены храма были выложены диким камнем, а вдоль Москворецкой улицы была установлена чугунная ограда. В 1834 году, когда был благоустроен Нефтяной переулок, с южной стороны собора появилась ограда. В 1890 году церковь вновь преобразили: укрепили полы, а ризницу украсили витражами. В 1900-1912, реставрация проводилась под руководством архитектора Сергея Соловьева.
Знаете ли вы, что Собор Василия Блаженного-один из крупнейших музеев страны?

В 1918 году собор Покрова Пресвятой Богородицы был включен в список объектов культурного наследия, взятых под государственную охрану. В следующем году службы в верхних церквах уже не проводились. Затем началась музеефикация храма. Первым смотрителем музея был назначен протоиерей Иоанн Кузнецов. После революции храм был почти разрушен: с крыши текла вода, многие окна были разбиты, а зимой в помещение залетал снег. В 1920-е годы архитекторы Александр Желябужский и Николай Курдюков приступили к ремонтным работам.

В 1923 году в соборе открылся историко-архитектурный музей, который возглавил сотрудник Государственного Исторического музея Евгений Силин. Жители и гости Москвы посетили музей 21 мая 1923 года. В 1928 году учреждение при соборе получило статус филиала Государственного Исторического музея. Несмотря на постоянные ремонтные работы, храм можно было посетить в любое время. Собор был закрыт только один раз — во время Великой Отечественной войны. В 1929 году церквям было полностью запрещено проводить богослужения, а колокола были сняты и переплавлены.

После окончания войны собор был вновь восстановлен. Музей начал свою работу в 1947 году. В 1954-1955 годах впервые полностью занялся реставрацией всех стен и изучением слоев краски. В этот период они обнаружили роспись-имитацию кирпичной кладки XVI века, которая была возобновлена на поверхностях. В это время купола были частично покрыты и перекрашены. В 1967-1969 годах главы храма восстановили и убрали железо с поверхности, заменив его медью. Этот материал не нуждается в частом обновлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *