Синь-камень или Синий камень — камень рядом с Плещеевым озером, Переславлем-Залесским, Александровой горой и древним городищем Клещин. Возможно один из подлинных ритуальных объектов со времён языческой Руси. История камня насчитывает более 2000 лет.
ОПИСАНИЕ: Камень испещрён мелкими бугорками. Почитание углублений в виде «следов» и «чаш», часто встречающихся на синих камнях, связано с древним культом зооморфных и антропоморфных предков. В. А. Буров пишет, что эти углубления олицетворяют вход в пещеру «матери-горы», а сам валун выступает как вместилище душ — членов определённого рода. Это по аналогии между поверьями о культовых камнях в меряно-русских верованиях и представлениями других финно-угорских народов (в частности, манси) о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой. Синь-камень – путешественник. Его переместил на нынешнее место много тысячелетий назад Скандинавский ледник, вероятно из Онежско-Ладожского района. Рядом образовалось озеро Плещеевское. Камень – семиугольная (в вертикальной проекции) плита с размерами: по длиной оси ~ 2.9 м, а по короткой ~ 2.6 м. Над землей возвышается в самой высокой части на ~ 0.6 м, в самой низкой на ~ 0.05 м. Вся поверхность Синь-камня покрыта выступами и впадинами размером ~ 3 см. Когда-то (вероятно, когда камень был весь на поверхности) был рассчитан объем валуна, который составляет ~ 4 куб.м. Вес великана такого объема ~ 12 т (рассчитывался по удельной плотности аналогичных пород).
ЯЗЫЧЕСКОЕ КАПИЩЕ: Синь камень – объект поклонения мерян, а затем славян-язычников, пришедших к озеру в 9 – 11 веках из новгородских и приднепровских земель. Именно тогда глыбу назвали Синь-камнем, а гору, у подножия которой он лежал, Ярилиной Горой. Камень считался сердцем Ярилы – бога Солнца, его украшали цветами, кусты подле него – ленточками, вокруг водили хороводы. Не так давно академик РАЕН В. Чудинов с коллегами
обнаружил на камне следы рун (кириллицы еще не было). Некоторые удалось расшифровать, и одна из них гласила: “Перунов камень” (Перун – один из главных языческих богов). На фото ниже некоторые иллюстрации работ Чудинова. Правда вопрос, почему на рисунках Чудинова символы начертаны современным гражданским шрифтом, только кривым?
По другой версии, валун являлся святилищем (капищем) покровителя скотоводов, землепашцев и целителей, бога Велеса.
Согласно славянской языческой вере, души умерших поднимались по лунному лучу к вратам «нави», где их встречал сам Велес. Название Синь-камень могло произойти и отсюда, ведь синий цвет – это цвет «нави». Если душа умершего оказывалась чиста, она отражалась от Луны и шла по солнечному лучу к обители Солнца. Отсюда напрашивается вывод, что прежде чем заключать какие-либо сделки с Велесом и что-то просить, стоит не один раз подумать. Те, кто по настоящему разбирается в язычестве, понимают, о чем идет речь… А для христиан еще пометочка: на картине Велеса рожки-то заметили?.. ©MoskvaX.ru
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Берег Плещеева озера. Прежде лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского указывает, что камень находился в овраге. По неподтвержденной еще одной версии прежнее место камня — вершина Александровой горы. Координаты Синь-камня: N 56° 47.050′ – E 38° 49.489′ (WGS84) См. Переславль-Залесский, как добраться из Москвы. Адрес: Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский р-н, Александрова гора (старые названия – Ярилина плешь, Ярилина Гора).
Ближайшее село – Городище. Также в Переславле-Залесском есть Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея» – место проведения фольклорных праздников.
ХРИСТИАНСТВО: Несмотря на рядом стоящий Борисоглебский Надозёрный монастырь (фото) некоторые переславцы собирались у камня и устраивали буйные пляски и костры. Священники сообщили местным жителям, что в идоле живёт нечистая сила, однако внимание к языческому камню не ослабевало. Всё изменилось в начале 17 века. В житии святого Иринарха Ростовского (фото иконы) говорится, что преподобный посоветовал дьякону Онуфрию зарыть камень. Он зарыл «идола» и за это выздоровел от лихорадки. ©MoskvaX.ru
САМОПЕРЕМЕЩЕНИЕ: После захоронения дьяконом в земле камень пролежал некоторое время. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли. В 1788 году его хотели использовать в фундаменте строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Лёд не выдержал тяжести, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени, то есть 4,3 метра.) Через год местные рыбаки заметили, что камень движется по направлению не куда-нибудь, а к месту своей бывшей дислокации. Через 70 лет Синь-камень снова вынесло на берег озера севернее прежнего местонахождения. Причина самовыноса обсуждалась в газете «Владимирские губернские ведомости», что камень выдавили весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов. Сегодня Синь-камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. 40 лет назад он выдавался на поверхность почти в рост человека, сейчас – менее чем до колена.
ОБЪЯСНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ №1: 1. Самовыкапывание из под земли, возможно, происходило из-за того, что пучение грунта зимой выталкивало камень на поверхность, а вешние воды подразмывали почву над ним. 2. Выход камня на берег дал священник Вознесенской церкви Переславля-Залесского Н.М.Меморский (1842-1869 гг.): Камень покоился на небольшой глубине и ежегодно вмерзал в лед, а во время ледохода смещался к берегу, в сторону наиболее частого направления ветров, которые в этих местах могут достигать ураганной силы. 3. Самозакапывание камня происходит из-за топких (особенно в весенний паводок) берегов Плещеева озера. ©MoskvaX.ru
ОБЪЯСНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ №2: 1. Днем нагретые солнцем камни удлиняются в южную сторону. Ночью, остывая быстрее с северной стороны, где днем меньше нагревались, начинают уменьшаться. В результате деформаций камни передвигаются в южную сторону. 2. На камень определенного удельного веса в плотном грунте может действовать «архимедова сила», выталкивающая и перемещающая его. 3. Вибрационные воздействия, флюктуации гравитационного поля, различные деформации почвы также могут провоцировать перемещения камней.
ЦАРСКИЙ УКАЗ: В 19 веке история с Синь-камнем порождает легенду, по которой камень связан с Александровой горой, на которой раньше проводились игрища с куклой Ярилы. Согласно легенде, камень был сброшен с горы по личному указу царя Василия Шуйского. ©MoskvaX.ru
СТРАННЫЙ ФАНАТИЗМ: Ныне Синь-камень – достопримечательность, что сказывается на его состоянии. Туристы отбивают кусочки, портят его топорами и молотками, наносят надписи. Рядом поставлен указатель, столик и кострище. Приезжающие обвязывают кусты вокруг камня верёвочками и тряпочками, оставляют на камне монетки «на желание», порой, не отдавая себе отчета, у кого они просят.
НЕОЯЗЫЧНИКИ: Синь-камень популярен и у неоязычников «родноверов». Они приносят камню дары, устраивают обряды во время языческих праздников (Купальского и др.). ©MoskvaX.ru
МИСТИКИ: Синь-камень стал полигоном для нетрадиционных мистических учений, исследующих его «ауру», устанавливают «контакты с духами» и пр. Синь-камень пытаются кормить – на нем можно увидеть нарезанную колбаску, хлеб, дольки фруктов.
К синему камню привозят различные предметы и “заряжают” их в энергетическом поле этого монумента, чтобы впоследствии использовать в качестве оберегов. Нетрадиционные мистики говорят, что в этом месте пересеклись энергетические силовые каналы (т.н. “лей-линии”).
Якобы наши предки третьим чувством ощущали эти точки и обустраивали святилища-капища. В таких аномальных зонах летают огненные шары, пропадают люди, ходят камни. Ассоциация “Экология непознанного” в 1996 году снарядила экспедицию. Энергетическая структура Александровой Горы поразила лозоходцев. Эта структура состояла из 5 концентрических колец. Два наружных опоясывали гору и заряжены отрицательно. Внутри них три небольших, с положительным зарядом. Радиометрические исследования подтвердили лозометрические. Сложное устройство имело и поле вокруг Синь-камня – он временами флюоресцирует, а зимой часто без снега. В процессе загадывания желаний, человек мысленно-эмоциональной энергией транслирует желание в камень, а есть мнение, что у минералов кристаллическая решетка способна аккумулировать и затем отдавать информационные посылы. Таким образом камень “заряжается”, причем сила заряда варьирует в зависимости от ритмического рисунка и искренности посыла, а также от того, вслух ли он произносится, или “про себя”. Как дальше выполняется желание, правда, не совсем понятно.
ВЕРА В КАМНИ: Вера в священные камни есть разных народов. Они до сих пор почитаются в традиционных культурах на Алтае и др. Синий камень на Плещеевом озере — свидетельство подобных верований у восточных славян и ранее обитавшего здесь финского племени «Меря». ©MoskvaX.ru
ДРУГИЕ КАМНИ: На Переславщине было много камней – Лось-камень и Петух-камень на реке Нерли Волжской, каменная баба на Берендеевском болоте. Ещё один синий камень найден Иваном Борисовичем Пуришевым при земляных работах, и теперь лежит на Красной площади Переславского кремля возле Спасо-Преображенского собора. Культ «синих камней» подтвержден финским этнографом по имени Арья Альквист. Она нашла в 1995 году в Переславском районе шесть «синих камней», помимо камня у оз. Плещеево: 1. Синий камень в низине у деревни Скоморохово. 2. Синий камень — лес, болото близ поселка Релинский. 3. Синий камень в трех километрах от деревни Деревково. 4. Синий камень возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское). 5. Синий камень у дороги близ села Романово. 6. Синий камень на бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь.
СТРАННАЯ ПОМОЩЬ: Некоторые пытаются лечиться. Боги Ярила и Велес покровительствовали в т.ч. и плодородию в широком смысле, т.е. и человеческому. Вот, часто бездумно, и припадают к Синь-камню женщины, чтобы получить ребенка. Мужчины приходят для обретения мужской силы, иногда откалывают кусочки и носят их рядом с «тем местом». Некоторые мельчат осколок в ступке и съедают. Это скорее даст противоположный результат – какому божеству понравится, что оболочку его духа расковыривают и едят. Языческие боги мстительны. Некоторые говорят, что у Синь-камня заряжаются энергией, становятся активным и жизнерадостным, хотя прогулки на природе и без камня это делают. Здесь приходит в норму давление, проходят головные и сердечные боли. По непроверенным и клинически неподтвержденным данным, камень помогает при бронхиальной астме, болезнях опорно-двигательного аппарата, псориазе, дерматозах и пр. ©MoskvaX.ru
ВЕРСИЯ МЕСТНЫХ: Наталья (02.10.2014) Я живу в Переславле. Практически рядом с камнем. И хочу сказать: в нашем городе есть и больные и бесплодные. Еще 15 лет назад к этому просто камню никто не приезжал. У нас было тихое и красивейшее место на Земле. А что сейчас? Везде туристы, бизнес. Жертвоприношения, медитации, грязь. Выкупили всю землю возле озера. Местным жителям негде отдохнуть. Люди, очнитесь. Это обычный камень. А всё, что происходит – это наше огромное желание, просто сказанное у камня.
15
Реальное место в 100 м севернее восточных ворот, где повышен радиационный фон. Проходя через ворота чувствуется ...
На берегах ее в 4 тысячелетии до н.э. было поселение каменного века – возможно, самое древнее на московской земле ...
Речь у нас пойдет в основном о священных камнях...
Подземные минные галереи подходили под фундамент башни...
(м. "Воробьевы горы") Эскалаторная галерея станции метро «Ленинские горы», поднимавшая пассажиров от южного выхода со станции на улицу Косыгина...
Человек в такой машине становился лишь частью машины – «проживающим механизмом». Не случайно, что ...
(м. "Площадь Ильича) Крыша странная и в разным местах под разным наклоном. Далее на трубы до ...
В реках Сестра и Лутосня водятся крокодилы. Заявление подтвердил предъявив мертвого ...