ОБЪЕКТ: Дворец Советов в Москве

Много было нереализованных архитектурных планов в Москве. Так мог бы выглядеть самый эффектный из них. Размеры здания – общая высота 416.5 метров, объем – 7 500 000 кубических метров (как 3 пирамиды Хеопса). 



СТАТУЯ: Дворец Советов – один из самых известных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом социализма, новой страны и Москвы. Это здание строилось для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза последнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик. 300-метровая многоярусная башня служит постаментом для стометровой статуи Ленина. В голове у нее помещается зал заседаний, в котором состоится та торжественная церемония. При этом, Ильич не замер неподвижно. Его рука всегда указывает на Солнце, для этого статую вращают электромоторы. Статуя Ленина должна стать самой большой в мире статуей. Электромоторам в проекте место нашлось в трюме Большого Зала и с их помощью в зале на 22 тысячи человек менялись бы площадки. 



ИДЕЯ: Идею строительства Дворца высказал 30 декабря 1922 года на Первом Съезде Советов Сергей Миронович Киров (именно на этом съезде объявлено о создании Союза Советских Социалистических Республик). Идея не могла не найти широкую поддержку среди делегатов – новый символ новой страны!



НАЧАЛО: Но к реализации этой идеи удалось приступить лишь 18 июня 1931 года, когда в газете Известия был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. В том же году, 5 декабря был взорван Храм Христа Спасителя – символ старой России, место которого должен был занять символ СССР. Храм был виден из любой точки Москвы начала тридцатых, новый символ должен быть виден из любой точки обновленной Москвы будущего. В 1931 году создан правительственный орган – Совет строительства Дворца Советов (чтобы не повторять дважды слово в названии его именовали Совет Строительства). При этом Совете был архитектурно-технический комитет, в который входили видные деятели культуры – Горький, Мейерхольд, Луначарский. В деятельности Совета принимал участие Сталин.




КОНКУРС: В конкурсе 270 участников – от простых граждан (100 эскизных проектов) до архитектурных бюро. Среди профессионалов 24 иностранца, среди которых Ле Карбюзье. Большая часть проектов не соответствовала требованиям или не выдерживала никакой критики. В финал вышли 5 групп архитекторов, среди которых группа Бориса Михайлович Иофана. 10 мая 1933 года Совет определил победителя. В этот день вышло постановление Совета:

1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов. 2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. 3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. 4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.

 

К участию в проекте привлечены архитекторы В. Гельфрейх и В. Щуко. Проект Иофана не сразу принял вид, который знаком всем. Первый эскиз 1931 г. выглядел так:

 

Проект Дворца Советов

Вместо одной башни с Лениным комплекс зданий. Башня тоже есть, но ее венчает не Ленин, а освобожденный пролетарий с факелом. А это уже не эскиз, а подробная версия Иофана 1931 г.

 

Проект Дворца Советов

В 1932 году Дворец Советов от Иофана становится чуть более похожим на финальный проект:

 

Проект Дворца Советов

Уже почти финальная версия, датированная 1933 годом, но все еще без Ильича, с освобожденным пролетарием на крыше:

 

Проект Дворца Советов

Проект принимает все более знакомый вид:

 

Проект Дворца Советов

И вот наконец окончательный вариант, утвержденный в 1939 году:

 

Проект Дворца Советов

Идею использовать здание в качестве гигантского постамента для гигантской статуи Ленина принадлежит итальянскому архитектору А. Бразини, одному из участников конкурса. Борису Иофану совсем не нравилась мысль о том, что его творение будет всего-навсего постаментом, он настаивал на том, чтобы статую установили не на вершине здания, а перед ним. Но, с начальством не поспоришь. Работу над гигантской статуей высотой 100 метров и весом в шесть тысяч тонн поручили С. Меркурову, украсившему канал имени Москвы фигурами Ленина и Сталина. В дальнейшем мы расскажем вам о том, каким мог бы быть Дворец Советов и о том, что успели построить. А пока предлагаем вашему вниманию галерею проектов Дворца, не прошедших конкурс: Армандо Бразини

Предлагаю Вашему вниманию проекты, которые мне удалось найти в сети, а так же в книге Д.Хмельницкого «Архитектура Сталина: психология и стиль»

2.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

3.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

4.Г.Красин, А.Куцаев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

196.76 КБ

5.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

101.70 КБ

6.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

189.30 КБ

7.Генрих Людвиг. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

152.73 КБ

8.Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

186.99 КБ

9.Гектор О. Гамильтон.Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

169.87 КБ

10.Иван Жолтовский. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

216.17 КБ

11.Каро Алабян, Владимир Симбирцев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

178.43 КБ

12.Ле Корбюзье, Пьерр Жаннере. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

 

157.70 КБ

13.Моисей Гинзбург. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

115.67 КБ

14.Николай Ладовский.Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

153.78 КБ

15.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

212.74 КБ

16.Илья Голосов. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

142.60 КБ

17.Иван Жолтовский, Георгий Гольц. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

142.42 КБ

18.Каро Алабян, Георгий Кочар, Анатолий Мордвинов. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

187.93 КБ

19.Бригада ВАСИ (руководитель александр Власов). Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

159.54 КБ

20.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

182.47 КБ

21.Анатолий Жуков, Дмитрий Чечулин. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

177.97 КБ

22.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

 

156.27 КБ

23.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

 

24.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

 

149.98 КБ

25.Каро Алабян, Анатолий Мордвинов, Владимир Симбирцев, Яков Додица, Алексей Душкин. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

 

129.47 КБ

26.Иван Жолтовский, Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

 

168.38 КБ

27.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

 

197.92 КБ

28.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

 

191.44 КБ

 

 

 

 

136,53 КБ

68,09 КБ

76,00 КБ

Строительство Дворца Советов

Строительство Дворца Советов

Строительство Дворца Советов

МЕСТО: При вторжении Наполеона Император Александр I дает обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ подписан в декабре 1812 года в Вильне, когда части наполеоновской армии изгнаны из России. 




ПРОКЛЯТЬЕ: В 1837 г. для строительства храма был взорван женский Алексеевский монастырь 14 века, настоятельница которого прокляла это место, пророчески заявив, что ничего доброго на нем стоять не будет.





СУДЬБА 1 ХРАМА: Первый храм строится 40 лет. В 1846 году возводят купол, три года спустя завершают облицовку. В 1860 году строительные леса снимают. Но еще двадцать лет уходит на роспись и отделку. 




После окончания работ храм просуществовал 50 лет. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взрывают.



Музею разрешено вывезти фрагменты храма, были разобраны и переправлены в Донской монастырь несколько гигантских горельефов.














ФУНДАМЕНТ ДВОРЦА:




Рассмотрим фундамент, на котором должен стоять дворец 300-метровой высоты, со 100-метровой статуей Ленина. Общая площадь здания 11 гектаров, а вес – 1 500 000 тонн. Этот вес не распределялся равномерно по всей этой площади. Самой «увесистой» была центральная высотная часть – башня, в которой располагался Большой Зала на 22 тысячи человек. Зал круглой формы – в центре сцена, над которой амфитеатром поднимались зрительские места. К этому залу примыкали вестибюли, фойе и небольшие в сравнении с Залом помещения. Все помещения в целом получили название «стилобат» (в древнегреческой архитектуре так называлась верхняя часть цоколя храма, на которой устанавливалась колоннада). Эта башня должна весить 650 000 тонн (одну пятую веса всего здания). Колонны каркаса нью-йоркского небоскреба «Эмпайер Стэйт Билдинг» (383 метра, самое высокое здание в мире на тот момент) давили на землю с силой в 4700 тонн, а колонны башни Дворца Советов должны были нести нагрузку от 8 до 14 тонн каждая. С такими нагрузками на грунт строители никогда не сталкивались. Требования к грунту и фундаменту предъявлялись особые. Для исследования грунта впервые в Советском Союзе было применено крупноколонковое бурение – грунт поднимался в виде цилиндров длинной 1 метр, и диаметром в 10-12 сантиметров. Было пробурено более ста скважин глубиной 50-60 метров. В самом центре будущей строительной площадки находился скалистый участок – своего рода полуостров, вдающийся в мягкий грунт. На глубине 14 метров начинались крепкие породы – сначала десятиметровый слой известняков, потом следовал шестиметровый глинисто-мергельный пласт, затем начинался еще один слой известняков, но более плотный чем первый. Затем снова глина и снова известняки. Своего рода бутерброд. Эти породы образовались миллионы лет назад в каменноугольный период, а потом они выдержали вес ледников, несравнимо более тяжелых, нежели циклопическое здание Дворца. Так что, подземный скалистый полуостров идеально подходил для строительства – именно здесь должна была возвышаться самая высокая в мире башня.






Фундамент башни представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Они располагались на втором известняковом слое на глубине 30 метров. Но прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Для того, чтобы стенки котлована не обрушились под воздействием подпочвенных вод в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта – вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую скважину вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован успешно справлялись насосы. Чтобы решить проблему с грунтовыми водами раз и навсегда – под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке циклопического фундамента. Специально для этой цели неподалеку от стройплощадки построили бетонный завод, оборудованный по последнему слову техники конца тридцатых годов. Последним словом технику в ту пору были огромные автоматические бетономешалки. К месту строительства бетон доставлялся в котлован в металлических «бадьях». В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемного крана «бадьи» опускались в котлован, рабочий выбивал щеколду, удерживающую дно.




Вылившийся бетон утрамбовывали так называемыми вибраторами – металлическими булавами, вибрирующими под воздействием, вращающихся внутри, эксцентриков. Твердея («схватываясь», если говорить на строительном сленге) бетон уменьшается в объеме (так называемая «усадка»). Учитывая огромные размеры фундамента, усадка могла привести к образованию трещин. Но строители легко решили и эту проблему – кольца фундамента делались не сплошными, они состояли из бетонных блоков с промежутками между ними. Как только блоки затвердевали, промежутки заливались свежим бетоном. Получалось монолитное бетонное кольцо. Оба кольца связаны между собой 16 радиальными стенами. А сверху над кольцами фундамента были установлены еще два кольца из железобетона. Эти кольца так же связаны между собой 32-мя железобетонными балками.



Фундаменты остальных, не столь массивных, частей здания, представляли собой просто бетонные столбы с поперечником в 60 метров. Поскольку, нагрузка на них была не такой огромной, эти бетонные столбы устанавливались на верхнем слое известняка. Всего на строительство фундаментов Дворца требовалось 550 тысяч кубометров бетона. Над фундаментом башни должны были располагаться подвальные этажи, в которых разместились бы технические службы – отопление, освещение, водопровод, канализация и т. д. Для прокладки бесчисленных труб и проводов в бетонных стенах подвала требовалось проложить специальные каналы, настолько большие, что люди могли бы ходить в них не нагибаясь. Самой глубокой точкой подвала должен был стать трюм Большого Зала – 10 метров ниже уровня грунтовых вод. Пол трюма, согласно проекту, должен был представлять собой бетонную плиту толщиной 8 метров, один квадратный метр такого пола весил бы 18.4 тонны.





 




До войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Увы, после 22 июня 1941 года бетон, гранит, сталь, арматура потребовались для совсем иных целей. После войны над Москвой вознеслись другие высотки, более скромные по размерам. Фундамент Дворца использовался при строительстве самого большого в мире плавательного бассейна. А в девяностые годы на этом же фундаменте восстановили Храм Христа Спасителя, снесенный в декабре 1931 года.


 

КАРКАС: Для строительства каркаса была разработана специальная высокопрочная марка стали – ДС.Каркас должен был монтироваться на двух кольцевых бетонных фундаментах. Диаметр внутреннего кольца составлял 140 метров, наружного – 160. На каждое из колец приходилось по 34 стальные колонны, каждая из которых должна была выдержать нагрузку в 12 тысяч тонн – это вес товарного поезда, составленного из шестисот вагонов. 



Площадь поперечного сечения каждой колонны – 6 квадратных метров, на такой площади уместится легковой автомобиль. Колонны опирались на клепанный стальной башмак, под которым, прямо в кольцевом фундаменте укладываются 4-5 литых стальных плит. Все 64 колонны через каждые 6-10 метров соединяются по горизонтали двутавровыми стальными балками. Такие же балки соединяют и каждые две колонны, расположенные на одном радиусе. До высоты 60 метров колонны шли вертикально вверх, затем на протяжении 80 метров шли под небольшим углом. А с высоты 140 метров колонны снова шли вертикально. На высоте 200 метров колонны наружного конца обрывались, а вверх тянулись только колонны внешнего ряда. В тех местах, где колонны должны были переходить в из вертикального положения в наклонное, должны были ставиться распорные кольца. Поверхность кольца образовывала целый проспект шириной 15 метров.




Помимо основного каркаса, у Дворца должен был быть и вспомогательный. Огромные колонны основного каркаса находились на значительном расстоянии друг от друга, их прочности не хватило бы, чтобы выдержать вес стен и межэтажных перекрытий здания. Назначение второстепенного каркаса – «собирать» нагрузки и передавать их на мощный основной каркас. Второстепенный каркас тоже состоял из балок и колонн, но все его элементы делались из стали менее прочной, чем ДС. От обычной строительной стали эта сталь отличалась добавкой меди. Прочности такая добавка не добавляет, но повышает сопротивляемость ржавлению. Балки вспомогательного каркаса располагались бы там, где они необходимы, дополняя основной каркас.




Поверх балок второстепенного каркаса должны устанавливаться перекрытия – железобетонные плиты толщиной 10 сантиметров. На эти перекрытия укладываются полы. Толщина полов тоже должна была быть большой – ведь в полах должна пролегать трубы и электропроводка. Общий вес стального каркаса Дворца Советов должен был составить 350 000 тонн. На изготовление стальной конструкции работал ряд заводов. На них изготавливались так называемые «монтажные элементы» – отрезки колонн, балок и колец. Длина каждого такого элемента не должна была превышать 15 метров. Иначе их было бы невозможно перевозить по железной дороге и поднимать кранами. В Москве рядом с Ленинскими горами был построен специальный завод, на котором все эти элементы готовились к монтажу – просверливались отверстия для заклепок, на специальных станках обтачивались торцы колонн. После обработки детали каркаса отправлялись на стройплощадку. Для монтажа использовались 12 кранов, грузоподъемностью 40 тонн каждый. После того, как каркас достигнет высоты, до которой краны не смогут дотянуться, 10 кранов должны быть смонтированы на балках внешнего кольца основного каркаса. Оставшиеся 2 крана должны передавать им грузы с земли. В дальнейшем планировалось уменьшить количество верхних кранов, – монтажом статуи должен был заниматься всего 1 кран. Монтаж каркаса начался в 1940 году. К началу войны он достиг высоты в 7 этажей. Во время войны сталь ДС пошла на изготовление противотанковых ежей, а когда запасы подошли к концу, были демонтирована и уже построенная часть каркаса. 


БАССЕЙН: После войны Сталин принимает решение о строительстве малых высоток, планируя, вероятно, строить главный дворец после них. Но Сталин умер в 1953 году. Видимо по этой причине строительство Дворца не было продолжено. На этом месте Хрущев строит открытый бассейн “Москва”, простоявший около 30 лет.




ХРАМ 2: Сейчас на этом месте Храм Христа Спасителя.







15 

Похожие статьи:
Тайны сталинских высоток

Фундаменты этих зданий закладывали одновременно в один день и час, причем время было строго выверено по звездам, как приказал Сталин.

Сталинская высотка МИД

По одной версии Сталин, проезжая мимо здания МИДа, возмутился его схожестью с американскими небоскребами...

Высотка на набережной

Строили в том числе заключенные. Говорят, они оставляли метки на стеклах окон – «строили зэки» ...

Секреты высотки "Украина"

Сталин отель хотел назвать «Гостиничное здание в Дорогомилове». К концу строительства ...

Вампиры - кто они?

КГБ отслеживал появление неформальных организаций, по этому информация о первом вампирском клубе в России относится к концу 1980-х годов.

Чёрный столб в Комягино

(р-н Ивантеевки) В чаще есть каменный Чёрный столб. Вблизи него останавливаются часы, начинают врать компасы. И если его увидишь, то ...