НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ: Конечная точка маршрута сплава по реке Угре. Подробнее о Никола-Ленивце будет рассказано ниже, а сейчас с начала маршрута.
ПРОЕЗД НА МЕСТО: От Щелковского автовокзала (м. Щелковская) в пути на автобусе около 4 часов. Стоимость летом 2015 года 600 р. с человека + 150 р. за 1 место в багажном отделении автобуса. Остановка по требованию перед мостом через реку Угра. Часть группы выходит и разбивает лагерь (№1 на карте). Другая часть группы едет до Юхнова, закупает еду и возвращается на такси до моста и по лесной дороге до места стоянки. Ночевка. На следующий день старт сплава по реке Угра на лодках. На фото мы на первой остановке:
СХЕМА МАРШРУТА: Это схема маршрута с обозначением некоторых интересных точек на маршруте:
КРЕСТ: На берегу Угры стоит поклонный крест.
РУИНЫ ХРАМА: Храм Преображения Господня в селе Палатки. Дата постройки 1791 г. Каменная одноглавая церковь с ярусной колокольней. Закрыта в советское время. Селение Палатки это место древнего укрепленного города Опакова, известного по “стоянию на реке Угре” в 1480 году. Несмотря на состояние в храм приходят верующие. Будем надеяться, что храм со временем восстановят. Координаты: 54.753291°N 35.364503°E. Посмотреть на Яндекс-карте…
Рассказ местной жительницы Маргариты Бирюковой: На краю деревни Палатки, на высоком берегу реки Угры, почти над самым обрывом, стоит старинная полуразрушенная, но все ещё прекрасная кирпичная церковь. На кровле вместо купола и креста – подросшие сосенки и березки. На стене слева от входа маленькая табличка с надписью: «Храм в честь Преображения Господня 1791 г. Памятник архитектуры». (Надпись «Охраняется государством» отсутствует, и храм давно уже никем не охраняется.) В 2011 году храму исполнилось 220 лет. Окна давно выбиты. Со стороны кладбища – раскрытая заржавелая покореженная дверь, с других сторон – дверей нет. Кирпичи в некоторых местах начали обваливаться. Скоро в храм станет опасно заходить – может обрушиться кровля. Кое-где сохранились остатки штукатурки. Гуляет ветер, задувает свечи, поставленные в самодельный подсвечник. Его соорудили из красивой жестяной банки для печенья, заполненной речным песком. На стенах – небольшие иконы, принесенные местными жителями. Они выполнены на заламинированной бумаге, чтобы подольше сохранились (внутренние помещения храма не защищены от дождя и снега). Кто-то возле образа Богородицы оставил на память свои нательные крестики. Кто-то в жестяную банку положил монетки. Кто-то принес цветы. На одном окне лежит маленькое гнёздышко, оставленное птичкой. Земляной пол в переходном помещении между четвериком и колокольней весь утыкан какими-то крошечными одинаковыми ямками, расположенными в строгом порядке – наверно, так во время дождей крыша протекает. По некоторым признакам можно догадаться, что в храм заглядывают местные коровы. Бывают здесь и залётные кладоискатели – после них, случается, приходится закапывать ямы, а то и в храм не сумеешь войти. Раскопать-то раскопают, видать, ничего не найдут, и бросят всё как есть. Всё ищут клад Кудеяра-разбойника… Вокруг – одичавшие заросли сирени и бурьян выше человеческого роста. Зайти в церковь легче со стороны кладбища – там тропинка прокошена. Рядом с храмом – со стороны алтаря – братская могила с памятником. Бои-то в этих местах были страшные; говорят, деревня несколько раз переходила от наших к немцам и обратно. Гибли и солдаты, и местные жители. В братской могиле похоронено было более 150 человек, потом их перезахоронили в Юхнове, у памятника. За братской могилой хорошо ухаживают – и военные, и местные жители. А храм стоит рядом, разрушается… И если срочно не принять меры – не починить крышу и не сделать двери, то один из старейших сохранившихся каменных храмов Юхновского уезда погибнет очень быстро – кирпичная кладка начала обрушаться сверху, над окнами в помещении между «четвериком» и колокольней.
В «Калужской энциклопедии» нашей деревне Палатки (Юхновского района) посвящена отдельная статья, в которой в том числе написано: «В Палатках 23 августа 1791 г. была освящена вновь устроенная церковь Преображения Господня с приделами Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца на старом кладбище. Храм возведен на средства П.Г. Щепочкина» [2, стр. 314]. В настоящее время деревня Палатки находится на территории Национального Парка «Угра», сотрудниками которого в 2007 году была написана книга «Памятники истории и культуры НП «Угра». Палатковской церкви там посвящены следующие строки: «Храм кирпичный трапезного типа с трехъярусной колокольней. Габариты здания – длина 29,5 м, ширина четверика – 10,8 м… Интересный образец постройки, сочетающий барочную основу с элементами классицизма. В алтаре сохранился фрагмент типичной для провинциальных храмов настенной живописи XIX века. Композиция Распятия, выполненная в традиции народного академизма» [95, стр. 71]. Там же представлен план-схема храма в честь Преображения Господня (Паспорт по В.П. Есину, 1976 год). «По сведениям, относящимся к 1904 году, в иконостасе Казанского придела, имелась Чудотворная Икона Казанской Божией Матери с надписями на боковых сторонах, повествующих об исцелениях, полученных с её помощью» (из описания экологического туристического маршрута «Опаков и его окрестности», имеющегося в Юхновском краеведческом музее). К сожалению, настенная живопись в храме сохранилась очень плохо: помещение храма долгое время использовалось местным колхозом как склад, в том числе и для химических удобрений. Часть их, перемешанная с грунтом, видимо, осталась там и до сих пор, т.к. временами чувствуется какой-то «химический» запах. Вредные испарения от удобрений, несомненно, способствовали более быстрой порче фресок. Итак, новый кирпичный храм был устроен в 1791 году на месте старинного, по-видимому, деревянного храма, сохранившегося, возможно, ещё с тех времен, когда Опаков был городом. Да и даже в 1918 году в журнале «Смоленские епархиальные ведомости» наше село называлось не иначе, как Опоково. Палатки – это более позднее название, сохранившееся до наших дней. «Палатки» (или «Полотки») – так в 1856 году называлось имение вблизи Опакова (Опокова) помещицы М.П. Бистром – дочери известного фабриканта Павла Григорьевича Щепочкина, основавшего в Опокове парусно-полотняную фабрику. Большая часть собранных сведений относится к периоду конца 19-го – начала 20-го века, когда село Опоково (Палатки) входило в состав Юхновского уезда Смоленской губернии, а Опоковская церковь находилась в ведении Смоленской епархии. Сразу надо оговориться, что информация, представленная в статье, далеко не полная. Поэтому текст статьи будет дополняться по мере обнаружения новых сведений. Скорее всего, сделал описание Опоковской церкви священник Александр Величко, который в этот период служил в ней. Возможно, оно хранится среди материалов «Фонда Ивана Орловского», о котором есть сведения в Интернете (статья «Фонд Ивана Ивановича Орловского как источник по истории Русской Православной Церкви», написанная Иеромонахом Рафаилом (Ивочкиным) – членом Союза краеведов России (г. Смоленск), размещена на сайте Смоленской Епархии»). Читать статью полностью…
КУРГАНЫ: На схеме недалеко от отметки №3. В книге «Археология Калужской области» Фролов А.С., Прошкин О.Л. (Калуга, 1989) сообщается о найденных в районе с. Палатки курганных могильниках вятичей, датируемых XI-XIII веком: «- Курганный могильник № 1 – 0,3 км к северу от села, правый берег р. Угра. Восемь насыпей высотой 0,5 – 2,25 м, диаметром 5-11 м. – Курганный могильник № 2 – XI-XIII века; 0,45 – 0,50 км к северу от села, правый берег р. Угра, 0,15 км к северо-западу от Курганного могильника № 1. Пятнадцать насыпей высотой 0,2 – 1,7 м, диаметром 4-12 м. Исследовано (Н.Г. Недошивина) три кургана с остатками трупоположений в неглубоких могильных ямах, с западной и юго-западной ориентировкой. Среди находок – семилопастные височные кольца, бусы, браслеты и т.п. Колл. в ГИМ» [103]. (Примечание: ГИМ – Государственный Исторический Музей). Курганы эти расположены в красивейшем лесу, который местные жители называют «Фомичёв» (или «Мишуров») березник» (наверное, это фамилии бывших владельцев этого березника). Раскопки курганов в Палатках проводила в 1981 г. Н.Г. Недошивина, сотрудница ГИМа, в них также, будучи студенткой, принимала участие Г.А. Массалитина – ведущий научный сотрудник НП «Угра». С тех пор курганы никем не исследовались (кроме “черных копателей”) [104]. По мнению Г.А. Массалиной, поселение, где в XI-XIII вв. жили вятичи, чьи курганные захоронения были исследованы, еще не было городом, скорее всего, это было селище, местонахождение которого пока еще точно не обнаружено, т.к. специальные изыскания и не проводились [104]. В представленном описании находок не упоминаются предметы, используемые православными христианами. Это, например, могли бы быть нательные крестики, изображения святых («образки») и даже перстни (они были необходимы при совершении церковного свадебного обряда [107, стр.111]). Возможно, эти предметы скрыты под названием «и т.п.», а возможно – и нет, это ещё нужно уточнять. Поэтому пока трудно сказать, приняли ли к XIII веку жившие вблизи д. Палатки вятичи православие. Однако ясно, что погребения умерших здесь совершались с соблюдением древних языческих традиций. В связи с тем, что первое летописное упоминание о городе Опакове (нынешней д. Палатки) датируется 1480 годом, о судьбе людей, проживавших в районе его расположения в XII-XIII веках, можно узнать опосредованно, изучив историю других соседних древних вятичских городов: Мосальска, Серенска и Воротынска, которые упоминаются в летописях раньше – в XII-XIII в.в. Эти города – Воротынск (первое упоминание – 1155 год), Серенск (первое упоминание – 1147 год) и Мосальск (первое упоминание – 1231 год) – расположены от д. Палатки достаточно близко (в радиусе 38-55 км). Читать статью полностью…
ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА: На схеме №4. Останки старинной водяной мельницы. Дороги к ней нет, но мы останки мельницы нашли. Фото будут позже.
ПЛЯЖ: На схеме номера 5. Жутко необходимое место. Песочек и всё такое…
СТАРИННЫЙ ХРАМ: На схеме №6. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Плюсково. Нами обнаружен заброшенный ход на колокольню. Церковь каменная с каменной колокольней построена в 1820 г. Плюсково (Дудино) имеет прямое отношение к становлению российской государственности. В Плюсково перед церковью стоит маленький постамент. У стен храма похоронен его строитель, помещик Муромцев Алексей Никитич, дед председателя Первой Государственной думы (1906) Муромцева Сергея Андреевича. Читать подробнее… Посмотреть на Яндекс-карте…
ПАХОМОВСКИЙ РОДНИК: Похомовский святой родник – мощный восходящий источник с прудом. Он является самым почитаемым источником на правом берегу Угры. Издревле у русского народа находятся в большом почитании ключи – родники. Возникновению их нередко относят к ударам огненных сил Ильи Пророка, почему и слывут они гремячими да святыми. Над такими родниками устраивали часовни, ставили кресты. С водой на Руси с незапамятных времён связывалось плодородие земли. Для возрождения народных традиций, связанных с водой, был организован праздник. На празднике присутствовали представители местной администрации, школьники и жители окрестных деревень. Праздник начинался с освящения Похомовского (Гремячего) родника. Протоиерей отец Игорь, настоятель храма «Спас Нерукотворный», прочитал проповедь и окропил всех святой водой. Вода отличается невысокой общей жёсткостью (4,15 ммоль/л), практическим отсутствием вредных примесей (NН4, РО4, N02, NО3 менее 0,1 мг/л, С1 – 2,2 мг/л). Вода источника имеет хорошие вкусовые качества и долго хранится. Источник каптирован деревянным коробом с настилом. Когда мы набирали воду из родника пошел небольшой дождик, что всегда считалось добрым знаком. А когда воду набрали он закончился. Еще небольшой момент: комаров вокруг родника много, но они не одолевают, и, в отличие от других мест, практически от них не отмахиваешься. Посмотреть на Яндекс-карте…
СТОЯНКА: Номер 8 – это еще одна наша стоянка, с которой открываются дивные виды.
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
8.8
8.9
8.10
8.11
8.12
8.13
8.14
8.15
8.16
8.17
8.18
8.19
8.20
8.21
8.22 8.23
8.24 8.25
8.26 8.27
8.28 8.29
ЗВЕЗДЫ НАД УГРОЙ:
Эта звезда была нам ориентиром при поиске места стоянки 🙂
Луна над Угрой.
НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ: В поисках БоБура.
Вот по этой схеме предполагалось искать таинственные объекты.
Шлагбаум в аномальную зону. Он, естественно, тоже необычный.
Табличка на дереве. Мало что понятно, но прикольно.
Из леса через поле на нас, как показалось, двигалось нечто…
Жуткий БоБур…
Неудержались, залезли в чрево. Вид сверху из головы БоБура.
Дальше дорога закончилась. Пришлось лезть напролом.
Периодически натыкались на щупальца БоБура.
Иногда вспоминалась бесполезная карта. Что она значила, куда идти?? Никаких рюмок, велосипедов и вилок в этих лесах и близко нет.
Судя по количеству ягод, людей тут не было давно…
НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ: “Вселенский разум”. Некоторые называют это место просто капищем.
Этот указатель нашелся, что неудивительно, намного позже, чем нашлось само капище.
Вид в дальнобойную оптику.
Подходим ближе…
Еще ближе…
Между щупалец заходим внутрь купола.
Вокруг главного объекта много вспомогательных штуковин. Эта с крутящимися колесами.
Вокруг странные колонны. Вспоминается вот это фото, сделанное еще издалека.
Прицел или стартовая система запуска.
Еще система с колесами.
Рядом полубашня и пулеметная вышка. Вид с вышки.
Руль полубашни.
Полубашня. Внутри лестница, ведущая вверх вникуда. Поднялись – ноль эффекта. Странно…
Напоследок еще раз заходим в купол.
НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ: Золотой телец и заговор жутких домиков…
Только много позже на пути попадается сей указатель, подтвердивший версию о быке.
В оптику видим мерзкий объект. Дойдем позже обязательно 🙂
Вдалеке храм. К нему и направимся.
Кругом странные домики…
Очень странные домики.
И загадочные буквы.
И снова домики. Нас окружают таинственные домики!!!
НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ: Дорога к Храму.
Подходим к храму.
Снаружи закрыт. Что внутри?
Вокруг старое кладбище.
Наш путь дальше…
НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ: Другие объекты.
И куда дальше?
Что-нибудь обязательно отыщем!
Ура! Нашелся легендарный маяк. Лезем внутрь? В дождь по скользким корягам на высоту несколько этажного дома? Конечно лезем!!!
Наверху очень недурственно.
Сверху намечаем еще объект, похожий на ухо (фото с дальнобойной камеры).
Оказалось – точно. Ухо. Причем работающее. Если что-то крикнуть в сторону реки и подождать… То находясь в ухе услышишь из очень далека тот же ответ.
Рядом нашелся небольшой бункер. Зачем он там?..
По традиции после того как нашли объекты, находим указатель.
Снова домики.
Опять домики.
Куда идти?
Вааще угрожающая табличка! Может там поле минное? Туда не пойдем.
Еще объект с множеством дверей. Странно всё это как-то…
В лесу мерзкое дерево, виденный издалека. И не одно. Жуткая живность. Скорее всего ночью они ползают…
На обратном пути вдалеке снова Бабур.
В конце обнаружилось начало. Въезд в эту чудную зону.
Сказочный камень-указатель – это прошлый век. Вот такие должны быть указатели!.
Пойдем, наверно, туда.
Все каменные строения местных жителей нервируют. Они стараются их сразу ликвидировать или переделать в деревянные 🙂
Реклама – двигатель… Ну, дальше Вы знаете 🙂
НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ: Ночевка в лагере.
Наш лагерь в Ленивце.
Закат.
Ночью группа выдвинулась на БаБуй.
Круто, да?!!
Вот под таким деревом мы решили заночевать.
Нас не видно, но мы внутри есть.
ЗАВЕРШЕНИЕ МАРШРУТА: От Никола-Ленивца такси до Калуги 1500 р. Далее электричкой или автобусом.
ВОЗМОЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ: Маршрут до Никола-Ленивца расчитан на неделю (понедельник-воскресенье). Маршрут может быть продлен на большее количество дней до Калуги по реке Угра и Ока.
15
В Москве при рытье котлована была обнаружена фигура из дерева.
На берегах ее в 4 тысячелетии до н.э. было поселение каменного века – возможно, самое древнее на московской земле ...
Возможно один из подлинных ритуальных объектов со времён языческой Руси. История камня насчитывает более 2000 лет.
Реальное место в 100 м севернее восточных ворот, где повышен радиационный фон. Проходя через ворота чувствуется ...
Ягода дал проект строительства метрополитена на одобрение астрологов и магов.
Речь у нас пойдет в основном о священных камнях...
(р-н Подольска) “Космопоиск” выяснил у Глеба М. и местных жителей точное местонахождение зоны, и её исследование ...