Гермодвери – гермозатворы метро

Гермодвери – гермозатворы метро



УСТРОЙСТВО: Гермозатвор – металлическая (изредка – железобетонная) дверь. В состав входят: 1. Полотно двери. 2. Оклад – косяк из бетона и стали, к которому крепится (и прижимается в закрытом состоянии) полотно. 3. Привод – механизм закрытия гермозатвора. У больших гермозатворов он механический, у маленьких в качестве привода выступают руки ответственных сотрудников. 4. Замок – устройство в виде выдвигающихся ригелей, прижимающее затвор к окладу в закрытом состоянии. 5. Уплотнитель – резиновая полоса по периметру гермозатвора, обеспечивающая плотное прилегание полотна к окладу (есть не везде). © MoskvaX.ru 



СТАНЦИОННЫЕ ГЕРМОЗАТВОРЫ (СГ): Расположены на станциях. Типов станционных гермозатворов множество: они поднимаются снизу, опускаются сверху, выдвигаются сбоку (на фото пробное открытие на станции “Красные ворота”) и распахиваются, как обычные ворота. Некоторые распахиваются снизу вверх. От глаз пассажиров механизмы затвора скрыты декоративными панелями, дизайн которых радикальным образом отличается от художественного оформления станции. На тех станциях 30-50-х годов, где гермозатворы были встроены позднее, а не заложены в проекте, они изуродовали все великолепие “подземных дворцов” – обороноспособность страны превыше всего. На станциях мелкого заложения гермозатворы, как правило, расположены в подуличных переходах и стыдливо прикрыты металлическими пластинами. 



УПРАВЛЕНИЕ СГ: У станционных гермозатворов, помимо гидравлических и червячных приводов, встречаются тросовые – поднимающийся снизу (и опускающийся сверху) гермозатвор приводится в движение лебёдкой, через систему тросов. Курбель (см. ниже) от станционной гермы находится у начальника станции. 

ОБХОД СГ: Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки. Изредка шлюзы, через которые (теоретически) можно выйти на поверхность после наступления апокалипсиса, встречаются и в других местах – например, у вентиляционных шахт. Элементы дезактивационного душа, костюм химической защиты, противогаз и прочие элементы можно взять на складе ГО, который есть на каждой станции. © MoskvaX.ru 

ТОННЕЛЬНЫЕ ГЕРМОЗАТВОРЫ (ТГ): Чаще всего выполнены в виде распашных ворот, намного реже встречаются затворы, отъезжающие вбок в специальную нишу (фото). Такие установлены на Кольцевой линии московского метро



Распашные гермозатворы устанавливаются в тоннели с диаметром 5,6 метров и более. В старых тоннелях диаметром 5,1 метра устанавливается специальная версия гермозатвора с откидывающимся верхом. С обеих сторон ТГ обозначается железнодорожными светофорами, в номере которых содержатся буквы МК (металлоконструкция). Если гермозатвор закрыт, на светофорах горит два красных огня, что для знающих людей служит знаком наступившего апокалипсиса. 

ХИТРОСТЬ С РЕЛЬСАМИ: Как можно герметизировать рельсы? Рельсы под гермозатвором утапливаются в бетонный оклад. В оставшиеся желоба, по которым и проходят колёса поезда, в закрытом состоянии опускаются специальные засовы. Стопроцентной герметичности закрытый гермозатвор не даёт, поэтому при помощи системы фильтровентиляции в загерметизированном отсеке поддерживается повышенное давление. Благодаря этому через щели и дырки в гермозатворе воздух попадает только наружу и никогда внутрь. © MoskvaX.ru 



УПРАВЛЕНИЕ ТГ: Управляется дистанционно при помощи электромеханического привода. Обычно привод состоит из червячной передачи, не требующей практически никакого обслуживания. Гермозатворы, вписываемые в диаметр 5,1 (те самые, с отклоняющимся верхом), оборудованы гидравлической передачей (червячная не влезла бы в габарит), что порождает массу трудностей – гидравлика течёт и требует постоянной проверки и ухода. В дельта-окрестности каждого гермозатвора обычно есть запертый на замок ящик, содержащий внутри металлическую рукоятку, которая называется “курбель” – с ее помощью ворота можно закрыть или открыть вручную. Ящик этот по неизвестным причинам называется не просто каким-нибудь “ящиком для курбеля”, а “курбельным аппаратом”. Любители несанкционированного доступа в тоннели в своих развлечениях успешно используют вместо курбеля газовый ключ. 

ОПАСНОСТЬ: Тоннельные гермозатворы являются причиной многочисленных жертв желающих прокатиться на крыше вагона метро. Вагон довольно сильно гуляет в тоннеле и в своей верхней точке крыша находится в 10-15 сантиметрах от оклада гермозатвора. Поездка на крыше – русская рулетка: если повезёт и вагон окажется в нижней точке, то теоретически можно проскочить; не повезёт, то скорость столкновения тела с бетонной поверхностью не оставляет шансов на выживание. Известен случай, когда зацеперу почти повезло: голова миновала затвор, потом вагон повело вверх и тело не прошло. На ближайшую станцию он приехал хоть и живым, но с повреждениями внутренних органов, не совместимыми с жизнью. Прибывшей через 15 минут Скорой оставалось лишь констатировать смерть. 

ВАЖНО: Информация получена от специалистов-диггеров. Самостоятельное изучение данных систем крайне опасно и в настоящее время практически невозможно. И, конечно, вся информация об этом объекте получается нами только из открытых источников. 

Видео тестового закрытия гермозатвора на строящемся участке метро в Москве



15