Где находится Русский музей в Москве
1993 год стал годом рождения первого в России частного музея – Русского
национального музея. Само появление негосударственного учреждения в
музейном мире не случайно. История русской культуры имеет многочисленные
примеры того, как именно благодаря меценатам и бескорыстным
покровителям искусств обогащалось и сохранялось культурное наследие
России.
Принципиальная позиция руководства музея по сохранению и возвращению
культурных ценностей и сокровищ русского ювелирного искусства на Родину,
ярко показывает посильное участие Русского национального музея в
возрождении великой русской культуры в современной России.
Русский национальный музей за время своего существования сумел создать
собственную уникальную коллекцию произведений русского искусства и
прежде всего изделий фирмы Карла Фаберже. Ряд экспонатов являются уникальными для всей мировой культуры.
Центральное место в коллекции музея занимают 3 Императорских Пасхальных
яйца. Со вкусом собрана коллекция прекрасных ювелирных изделий фирмы К.
Фаберже.
Собрание камнерезных фигурок фирмы К. Фаберже и других русских мастеров – камнерезов позволяет показать настоящий “Зоопарк“,
где можно увидеть известные среди коллекционеров знаменитые фигурки
пеликана и зайцев, фигурку бегемота, собаки, щенка, цапли и других
животных.
Русский национальный музей облает уникальным фотографиями и
эскизами вещей, созданных по заказу Николая II из архива фирмы К.
Фаберже.
Крупнейшая в мире коллекция медных вещей, выпущенных фирмой К. Фаберже
под знаменитым клеймом “Война 1914” показывает всю многогранность
таланта русского ювелира и гражданина России К. Фаберже и участие его
фирмы в непростой русской истории.
Кроме изделий фирмы К. Фаберже, в музее особым трепетом относятся к
произведениям И. Рухомовского. В России, к сожалению, находятся лишь 2
произведения этого легендарного ювелира. И все они находятся в Русском
национальном музее. Это знаменитая копия тиары царя Сайтафернеса, за
которую И. Рухомовский получил золотую медаль на салоне французских художников в 1903 году и кулон в виде тиары царя Сайтафернеса, который И. Рухомовский подарил в 1903 году своему другу Иосифу Гехту.
Фонды музея постоянно пополняются произведениями искусства и в дальнейшем многие из них входят в состав постоянной экспозиции. Из последних значимых поступлений в коллекцию музея можно выделить подарочный ларец в готическом стиле, изготовленный на ювелирной фирме братьев Фроловых в 1880 году.
С первых дней своего существования музей является активным участником международных выставок. Вместе с крупнейшими российскими музеями и музеями мира осуществлен ряд совместных программ – прошедшая в Успенской звоннице Московского Кремля выставка ” Болин в России. Придворный ювелир конца ХХ – начала ХIХ веков” и участие в самой крупной за последнее десятилетие европейской выставке “Фаберже – Картье, соперники при царском дворе”, посвященной ювелирам начала прошлого столетия, которая проходила в Мюнхене, Германия.
47 музеев и частных собирателей из 20 стран мира предоставили свои экспонаты, в том числе королевские дома Дании и Швеции, музей фирмы Картье, Metropoliten Museum of Art, коллекция журнала Forbs. С российской стороны участвовали Музеи Московского Кремля, Русский национальный музей, Государственный Эрмитаж, Минералогический музей им. Ферсмана, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей. В ходе подготовки этой выставки установить авторство многих произведений ювелирного искусства стало возможным благодаря научным трудам директора Русского национального музея А. Н. Иванова.
Русский национальный музей предоставил 46 произведений – наибольшее число среди российских участников – и самый сенсационный экспонат выставки: последнее Императорское пасхальное яйцо из карельской березы с подлинным счетом фирмы Фаберже и письмом К.Фаберже А. Ф. Керенскому. Замечательно, что впервые Императорское пасхальное яйцо из карельской березы было выставлено в России, в Москве, на первой выставке “Новый Русский стиль” в 2003 году.
Музей постоянно ведет разностороннюю научную и изыскательскую деятельность, внося свой вклад в разработку научной атрибуции произведений искусства. Результатом последних исследований стал выпуск революционных по своему содержанию книг – “Пробирное дело в России 1700-1946” и двухтомника “Мастера золотого и серебряного дела в России 1600-1926”, “Неизвестный Фаберже”, готовятся к печати несколько новых книг по истории ювелирного искусства.
Из существующего при музее обменного фонда активно приобретались сокровища для музеев Московского Кремля, Государственного исторического музея, музея Метрополитен в Нью-Йорке и многих других музеев.