Подъездной путь бывшего 59-го арсенала ГРАУ

Подъездной путь бывшего 59-го арсенала ГРАУ

Удивительный лесной массив Лосиный Остров расположен на северо-востоке Москвы, который является единственным районом с практически нетронутой природой. При этом немногие знают, что почти в самом его сердце проложена живописная железнодорожная линия, которая когда-то обслуживала небезызвестный военный объект, а в настоящее время заброшена и ждет своего часа…


МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Северо-восток Москвы. Смотри карту в конце статьи с обозначением этой ветки в Лосином острове (отмечена оранжевым). 

ОПИСАНИЕ: Все любители эстетики миров братьев Стругацких оценят эту локацию в парке «Лосиный остров». Заброшенная железнодорожная ветка, местами затопленная, теряющаяся в гуще леса и раздваивающаяся, кажется давно забытой. Отыскать ее оказалось не очень сложно — она берет свое начало недалеко от станции МЦК «Белокаменная». Кстати, на станции даже сохранилось историческое здание постройки начала XX века. Людей здесь почти нет — создается впечатление, что ты уже уехал далеко от Москвы и теперь вышел на старом полустанке. Прямо за платформой — огороженная территория. Одинокий охранник рассказывает, что желающих посмотреть дорогу не очень много, и указывает путь. Если ехать на машине, то смело можно забить в навигатор Абрамцевскую просеку: там рельсы пересекаются с дорогой. Однако, чтобы посмотреть ветку с самого начала, придется идти к вышеупомянутой станции. Первые метров 500 «железка» идет почти параллельно ветке МЦК. Пути перекрыты шпалой, новый светодиодный светофор горит красным. Здесь рельсы кажутся менее заброшенными — у нас даже появилось предположение, что дорога все-таки иногда используется. Однако мы быстро убедились в обратном, стоило зайти немного в лес вслед за «железкой». Возле просеки дорога петляет в низине, поэтому после дождей рельсы оказались под водой. Не проехать, зато смотрится более чем живописно. Метров 200 приходится идти параллельно рельсам, потому что вода доходит почти до колена. Над дорогой куполом сходятся ветви деревьев — получается такая железная дорога прямо в сказочный лес. На обочине стоит разрушенный дом, брошенный, судя по всему, довольно давно. Вполне возможно, что это могло быть помещение для железнодорожников. Если немного уйти от дороги, то встречаются сильно поросшие травой и мхом фундаменты еще нескольких зданий. Возле переезда обнаружился столб — скорее всего, на нем когда-то крепился светофор. 



Наконец, можно спуститься и прогуляться по шпалам. Тут, на дороге, прекрасно видны последствия урагана — повсюду поваленные деревья. Где-то перелезть через них невозможно — приходится обходить. Рельсы бурые от ржавчины — видно, что по ним никто давным-давно не ездил. Кажется, что дорога не использовалась с тех самых пор, когда поменяли шпалы, однако по откосам дороги лежат спиленные деревья, мягко говоря, не первой свежести. Скорее всего, они лежат здесь еще со времен урагана в начале двухтысячных. Они аккуратно срезаны, что наводит на мысль о том, что в начале века эта дорога еще использовалась. Отдельного разговора заслуживают шпалы. Среди них встречаются как бетонные, так и деревянные. Если приглядываться, то на бетонных шпалах можно обнаружить годы их замены — с 1983-го по 1985-й. То есть дорога не видела ремонта более 30 лет. Углубившись в чащу, можно найти в канавах для стока воды старые шпалы. Большинство бетонных датировано 1967 годом. Казалось, что это все, но под ними нашлись еще замененные ранее деревянные. Таким образом, в середине 80-х был как минимум третий ремонт дороги. Как выяснилось чуть позже, дорога была указана еще на картах Москвы начала 30-х годов, то есть эти самые деревянные шпалы могли быть положены еще при прокладке «железки». С карт она исчезла много позже. Мы между тем, перебравшись через очередное поваленное дерево по откосу, выходим на относительно открытое пространство. Где-то в высокой траве рельсы окончательно теряются, и ориентироваться можно только по шпалам. Открытое пространство — это целая поляна поваленных деревьев и мокрая, хлюпающая под ногами земля. Зайти вглубь невозможно без риска провалиться в болото. Деревья лежат на рельсах плотным настилом, так что ходить можно без опаски. А пока наш путь опять ушел в глухую чащу. Здесь, на удивление, дорога меньше пострадала от урагана, но кое-где лужи все же портят прогулку. Общая длина этой ветки — около 4 километров, и, судя по карте, где-то она должна разделиться. Мы специально не стали смотреть, куда ведет дорога, — решили, что так будет интереснее. На старых картах Лосиного острова действительно значатся дачные участки. Однако как бы мы ни бродили по окрестностям дороги, ничего, кроме одного фундамента, не нашли. Где-то вдалеке поют птицы. Кажется, что тут никогда и не ходили поезда, а рельсы положены просто по ошибке… 

DSCN9556
DSCN9499
DSCN9498
DSCN9501
DSCN9502

Наконец, набрели на будку стрелочника. Можно было попробовать перевести стрелку, но она уже сильно проржавела и не поддавалась. Будка практически развалилась. Порывшись в старых записях, находим, что стрелочника нет действительно очень давно, и зачастую, пока ветка функционировала, машинист должен был сам остановиться и перевести стрелку. Судя по наблюдениям местных жителей, еще в 2003 году здесь ходили поезда. А вот раздваивающаяся ветка нас запутала. Мы были в полной уверенности, что приведет она к разным объектам, а получилось, что ветки сходятся в одном пункте назначения. Тут колючая проволока, за ней явно какие-то склады — дальше не пройти, да и посмотреть на них можно только издалека. Московская железная дорога сообщила «МК», что железнодорожная ветка от станции МЦК «Белокаменная», расположенная на территории национального парка «Лосиный остров», была проложена к воинской части и в настоящее время не используется. В будущем планируется демонтаж этой ветки — соответствующее предложение железнодорожники уже направили в проектную организацию. Однако нам стало интересно: что же это за воинская часть? Порывшись в источниках, видим, что Лосиный остров использовали артиллеристы еще где-то в середине XIX века. Тогда еще речи о дачном поселке, а уж тем более о городе не шло, а вот небольшая ферма здесь стояла. Именно ее и облюбовало Артиллерийское управление. Но если склады появились еще в XIX веке, то ветка явно моложе. По некоторым сведениям, она появилась примерно в 1930-е годы прошлого века. Поскольку объект был стратегически важен, то и ветка усиленно охранялась. Видимо, от времени окончательно разрушились будки постовых, которые, по некоторым данным, стояли по обочинам. Особое значение дорога приобрела во время войны. Ежедневно по ней проходили несколько эшелонов, а особенно тщательно охранялся переезд у Абрамцевской просеки. Уже после войны усиленное охранение сняли, однако те самые разрушенные постройки у самой просеки, которые мы изначально приняли за старые дачи, оказались домиками для караула. Судя по картам 30-х годов, где-то недалеко от складов были два пруда, которые, однако, сейчас уже засыпаны. Пока ветку не проложили, подъезд осуществлялся со стороны Ярославского шоссе через Бумажный просек. Еще в 70-х годах там был указатель на базу ГУТМО. Аббревиатура эта означает Главное управление торговли Министерства обороны. 



ИССЛЕДОВАНИЕ 2014 ГОДА: Протяженность линии из конца в конец чуть меньше 4 километров, при этом значительная ее часть (1,5 км) находится на охраняемой территории. Из-за своего предназначения (обслуживание 59-го Арсенала Главного ракетно-артиллерийского управления и воинской части) об истории дороги почти ничего не известно. Вероятно, железнодорожный путь был построен в начале XX века (на что указывает характерный архитектурный стиль заброшенной постройки около линии и двух водопропускных труб) после 1908 года, когда было открыто движение по Окружной железной дороге. Военный объект, имеющий значительную историю, действовал до 2010 года, после чего был расформирован. Некоторое время услугами железной дороги пользовались склады, образовавшиеся на его месте. Примерно в середине 2012 года по дороге прекратилось регулярное движение. В настоящее время накат на рельсах отсутствует, полотно сильно заросло травой, а деревянные шпалы начали гнить. При нынешнем положении дел дорога не имеет никаких перспектив работы и, скорее всего, будет уничтожена в близком будущем.
Поход по линии состоялся 12 июня 2014 года.
Железнодорожный путь начинается на станции со странным названием Белокаменная, которая находится на Малом кольце Московской железной дороги. Кольцо активно реконструируется под запуск городской электрички, в связи с чем работа станции практически прекращена.

Еще несколько лет назад здесь периодически ходили экскурсионные ретро-поезда и делали остановку на станции. Сейчас она выглядит практически безжизненной. Из-за работ по перекладке путей даже грузовые поезда через нее не почти проходят.

А вот и начало нашего пути. Граница участка РЖД и подъездного пути четко видна, на последнем шпалы деревянные.

Ветка углубляется вглубь леса, делая поворот на 120 градусов, после чего следует абсолютно прямой участок.
 

DSCN9504
DSCN9511
DSCN9518
DSCN9527
DSCN9524
DSCN9528
DSCN9531
DSCN9543
DSCN9547
DSCN9558
DSCN9560
DSCN9576
DSCN9585
DSCN9600
DSCN9610
DSCN9612
DSCN9620
DSCN9625
DSCN9631
DSCN9634
DSCN9637
DSCN9642
DSCN9660
DSCN9651
DSCN9656


Входной светофор на станцию. Прощаемся с «цивилизацией». Впереди глухомань, где местами казалось, что я в числе первых сотен людей, кто побывал здесь за всю историю этих мест 🙂

Периодически идущий дождь усиливает атмосферу печали и отрешенности.

Какая-то слишком четкая граница заросшего пути:

Кривая закончилась. Вид в обратную сторону. Здесь мне стал довольно отчетливо слышаться шум приближающегося со стороны арсенала (!) грузового состава под тепловозом (точнее, ЧМЭ3). Этот странный феномен исчезал по мере продвижения вглубь леса.

Точно в том месте, где кривая переходит в прямой участок, железнодорожное полотно пересекает Абрамцевскую просеку.

Начинается «лесной тоннель». Деревянные шпалы незаметно сменились бетонными.

А вот и развалины заброшенной постройки неизвестного предназначения. Скорее всего, она была сооружена еще до революции, на что указывает характерная форма окон. При этом она никак не используется еще с начала 1980-х годов, внутри нее уже успело вырасти довольно крепкое дерево.

Пейзажи довольно однообразны, но городской житель вроде меня не перестает восхищаться.

А вскоре справа от линии возникает настоящее болото. Раньше это был пруд, спущенный где-то в конце 1970-х.

Вдоль полотна часто попадаются сваленные шпалы. Они были замечены еще в 2007 году.

В течение некоторого времени параллельно рельсам тянется живописная тропа, напоминающая пейзажи Левитана. Полотно железной дороги находится здесь в небольшой выемке.

А вот и необычайно живописная водопропускная труба для небольшого ручья.

Рядом — гигантский муравейник 🙂

Тем временем мы приближаемся к просеке ЛЭП. Где-то здесь отходило второстепенное ответвление к промышленным предприятиям на Ярославском шоссе, между Северянинским путепроводом и ул. Красная Сосна.

Насыпь бывшей линии совершенно незаметна.

Сразу за просекой обнаруживаю участки рельсо-шпальной решетки, уложенные на путь. Возможно, их привезли сюда при перекладке путей на Окружной, когда они стали не нужны. Один местный житель, знакомый мне по Интернет-переписке, сообщает, что точно такое же «нагромождение» в прошлом году было и с другой стороны от просеки.

Живописнейшая лесная поляна после дождя.

Рядом находится единственная стрелка на линии (простите за смазанность). Здесь линия разветвлялась на два пути, которые вели в разные части арсенала.

Заброшенное здание стрелочного поста:

Оно находится по соседству со вторым и последним пешеходным переходом через ж/д. Когда-то он был автомобильным переездом.

Здесь линия теряет последние признаки присутствия человека. Дальше предстоит двигаться по траве высотой почти до пояса, где не так просто найти рельсы. Линия, идущая влево от стрелки, оказалась перегорожена поваленным деревом, поэтому я иду по правой линии.

Становится виден конечный пункт нашего маршрута.

Неподалеку обнаруживаю еще одну водопропускную трубу. Эта уже успела зарасти мхом.

Вот и ворота военного склада.

Историческое название района, в котором мы оказались, необычно: Мыза Раёво. Оно известно с начала позапрошлого столетия, когда тут была небольшая усадьба с эстонским названием Райёво. В 70-х годах XIX века здесь обосновался артиллерийский склад. Шли годы, а военный городок так и находился в уютном месте на окраине леса вплоть до наших дней.
Вид внутрь забора. Теперь тут обыкновенные склады. О железной дороге, как видно, совсем забыли.

А мой поход по железной дороге заканчивается. Двигаюсь сквозь заросли обратно к разъезду, выбираюсь на Ярославское шоссе и сажусь на автобус.


28.3.19