добавить в Избранное
Крепости, монастыри и христианская мистика

Проскомидия




Экскурсии по
таинственным
местам Москвы





Загадки метро





Клады




Фантомы





Загадки
Подмосковья





Крепости и
христианская
мистика





Подземелья





Аномальные
зоны
Москвы





Библиотека
Ивана
Грозного





Метро2





Тайны и
подземелья
Кремля




НЛО






Мистики
Москвы:
Булгаков,
Брюс, …





Пещеры





Город по
зодиаку





Техномонстры
Царь-танк и др.
(+ игра)




Масоны




Чудовища
и монстры





Сталинские
высотки и
другие
башни





Планъ
Москвы
1910 г.





Заброшенные
объекты




Экскурсии по
таинственным
местам Москвы






ОПИСАНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ:
Литургия с пояснениями Рассказывает священник Константин Пархоменко:

Я подхожу к храму, в котором мы будем молиться. Фотографии, сделанные на Божественной литургии в этом величественном храме, вы и увидите. Это Свято-Троицкий Измайловский собор в Санкт-Петербурге.
Литургия с пояснениями Перекрестившись на паперти у входа в собор, войдем под его своды. Собор в это время еще пуст. Но уже за час-полтора до начала службы в храме начинается жизнь.
Литургия с пояснениями Кто-то до работы забежит поставить свечку, кто-то зайдет помолиться перед чтимой иконой, а мы, священнослужители и церковнослужители, в алтаре готовимся к богослужению.
Литургия с пояснениями Прежде всего, это значит приготовить просфоры, вино, записки, облачения... Затем нужно разжечь кадило, затеплить лампады.
Литургия с пояснениями Когда приготовления закончены, а диакон расставил на жертвеннике, специальном столе в левой части алтаря, священные сосуды, священники и диаконы встают перед престолом и молятся. Затем они прикладываются к престолу... (Традиционно в церкви говорят прикладываются, а не целуют.)
Литургия с пояснениями ...и выходят пред царские врата для чтения особых молитв. Называются эти молитвы входными, потому что в этих молитвах священник испрашивает у Господа разрешения войти в алтарь и приступить к совершению службы. Свет пока не включен, поэтому в храме сумрак.
Литургия с пояснениями Если в храме окажется ранний посетитель, он заметит, что священники стоят лицом к алтарю. Священник и диакон испрашивают благословения Божия на совершение великой службы Литургии. Сначала обычные молитвы: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» и две молитвы, читаемые только в это время.
Литургия с пояснениями Затем священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе. Священник, возглавляющий службу (его называют предстоятель), произносит: Господи, Боже наш! Простри руку Твою из Святого жилища Своего и дай мне силу на предстоящее служение Тебе. Чтобы, без осуждения представ пред страшным Твоим алтарем, совершил я священное приношение Бескровной Жертвы… (Рус.)
Литургия с пояснениями Вот священнослужители приложились к иконам, поклонились друг другу, повернулись лицом к храму и поклонились всем в храме со словами: «Простите мя, братья и сестры». – Простить?.. За что?.. – Разве вы не помните, что, приходя к Божественной литургии, нужно быть со всеми примиренным? Христос завещал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, что когда-то, в самом начале своего служения, он имел на одного человека сильную обиду. И вот он приходил за несколько часов до богослужения и со слезами молился, прося, чтобы Бог растопил его сердце, изгнал оттуда неприязнь и позволил ему совершать Божественную службу. Естественно, что любой священнослужитель, собирающийся совершать Литургию, не должен иметь ни на кого злобы или неприязни. По собственному опыту и по опыту общения с собратьями-священнослужителями скажу, что так практически всегда и бывает. Если сердце не мирно, то боишься приступить к Таинству, и молишься, и просишь Бога даровать покой и силу примириться с обидевшими. – Это я понимаю, но зачем священник просит прощения у прихожан? – Опыт показывает, что все мы, даже те из нас, кого называют «духовные лица», можем кого-то невольно обидеть. Понятно, что человек, имеющий верное представление о христианской жизни, обидевшись, например, на священнослужителя, тут же, в ближайшие день-два, разрешит свое недоумение. Может быть, поймет свою неправоту, а может, и подойдет к священнику на несколько слов и искренне скажет о том, что огорчен каким-то его словом или действием. Но не все прихожане – люди со зрелым христианским сознанием. Нередко, обидевшись на священника, они начинают его избегать, с кем-то сплетничают о батюшке… Древний обряд испрашивать прощения перед службой говорит о том, что священник в любом случае всем открывает свое сердце и объятия отчии. Если не можешь преодолеть обиду – знай, что это твоя, односторонняя, страсть и болезнь души: священник перед каждой службой примиряется со всеми и у всех просит прощения за вольные и невольные поводы к обиде. – А что делать тем, кто находится в ссоре с кем-либо и приходит на службу? Не приходить в храм? – Во-первых: постараться примириться, до прихода в храм. Во-вторых: если наши шаги к примирению были отвергнуты (наш оппонент находится в сильном озлоблении), сами простим его от всего сердца – Бог ему милосердный и долготерпеливый Судья. Далее: Не гневаться – не значит не воспитывать. Иногда родители (или супруг/супруга), чтобы показать согрешившим детям или своей супружеской половине, что они огорчены и что единство любви нарушено, ведут себя более сдержанно. В педагогических целях это оправданно. Так и Церковь отлучает от общения на какое-то время согрешивших своих членов до их покаяния.
Литургия с пояснениями Поклонившись верующим и испросив прощения, священник и диакон удаляются в алтарь... – А я могу когда-нибудь войти в алтарь? – Посторонние люди в алтарь как самое святое место в храме не входят. Для женщин вход почти совсем ограничен (в алтарь допускаются лишь игуменьи, благословленные на это монахини и те из мирянок, которые получили благословение настоятеля помогать с уборкой алтаря), мужчины тоже входят в алтарь только по особому благословению. Но я расскажу и покажу, что сейчас там происходит. Предстоятель дает другим священнослужителям поцеловать крест.
Литургия с пояснениями Затем священник и диакон облачаются в священные одежды. …В известном американском фильме «Троя» (фильм 2004 года) есть замечательный и очень выразительный момент: один из главных героев, Гектор, облачается перед смертельным боем. Он надевает кольчугу, зашнуровывает нарукавники… Ничего лишнего… Ничто не должно сковывать его движения, все должно быть на своем месте. На моменте облачения воина режиссер делает акцент. Камера долго следит за тем, как воин облачается перед смертельной схваткой, – и ты тоже вдруг проникаешься серьезностью происходящего. Облачение воина – не нечто маловажное. От того, как одет воин, в каком-то смысле зависит исход боя. Что-то подобное происходит в алтаре перед Божественной литургией. Священнослужители облачаются в священные одежды. Не одеваются, а именно облачаются. Диакон, облачаясь, испрашивает на то благословения священника, священник благословляет одежды себе сам. Для совершения Литургии священнослужители надевают полное облачение. Для священника это: стихарь, епитрахиль, пояс, поручи, палица, фелонь. Надевая на себя священные ризы, священник произносит соответствующие молитвы. На стихарь: Возвеселится душа моя о Господе, Который облек меня в ризу спасения и одел меня одеждою правды. Как на жениха, возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством. (Рус.) На фотографии мы видим, что священник уже надел стихарь (стихарь священника называется еще подризник)…
Литургия с пояснениями Рукава стихаря закрепляются особыми тесемками.
Литургия с пояснениями Надевая епитрахиль, священник произносит молитву: Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, как драгоценный елей, возлитый на голову, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий до низа одежд его. (Рус.)
Литургия с пояснениями Затем произносится молитва: Благословен Бог, препоясывающий меня силою и устрояющий мне верный путь; Он делает ноги мои, как у оленя, и на высотах поставляет меня. (Рус.) И надевается пояс. – Я обратил внимание, что все одежды – голубого цвета. – Да, как известно, на разные праздничные дни используются богослужебные облачения разного цвета. Обычно это золотой цвет; на праздники, посвященные Иисусу Христу (Рождество, Крещение, Преображение и проч.), – это белые ризы. На праздники, посвященные Богородице, – это облачения цвета небесной чистоты: голубого. На Пасху, на дни мучеников – это красные одежды; на Троицу и в дни памяти преподобных – зеленый цвет, наконец, в дни Великого Поста – черный или фиолетовый.
Литургия с пояснениями Затем надеваются поручи. Надевая поруч на левую руку, мы молимся: Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. (Рус.)
Литургия с пояснениями Во время надевания поруча на правую руку мы молимся: Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Множеством силы Твоей победил восставших против Тебя… (Рус.) – Столько молитв?.. Их священник читает по книге или наизусть? – Можно читать и по книге, но вообще молитвы «на облачение» – так они называются – учатся в Духовной семинарии наизусть, еще на самом первом курсе.
Литургия с пояснениями Священник надевает фелонь и во время этого действия произносит: Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь (Рус.). – Что означают все эти одежды? Наверное, не просто так их придумали? – Разумеется, не просто так.Стихарь – напоминает о белоснежной крещальной одежде, в которую облачались в день Крещения все христиане. Само греческое слово стихарион имеет корнем слово стихос, что указывает на прямой, как стих, как строка, покрой одежды. Такой же прямой и цельной должна быть и жизнь христианина. Епитрахиль – лента, состоящая из двух частей (как и два естества Христова – Божественное и человеческое). Перекинутая через шею, эта лента символизирует, что священник выступает от имени Христова; его священство – от священства Самого Христа. Согласитесь, великая честь! Но и великий подвиг… По мысли древних святых толкователей Литургии, епитрахиль, символизируя благодать Христову, даруемую священнику, одновременно символизирует и веревку, которой был связан Спаситель, когда Его влекли за шею на смерть. Как Христос отдал жизнь за людей, так же и священник должен не щадить своих сил, но отдавать их для вразумления, исправления, спасения людей. Пояс – необходим для того, чтобы ничто не сковывало движений, это символ готовности к борьбе. (В древности пояс был отличительной деталью воинского облачения, в отличие от светского костюма.) Поручи – знак того, что Таинство совершают не руки грешного человека, а руки Самого Христа. Фелонь – это одежда Царства Небесного, символ славы, в которую облечется верующий, если будет верным Богу. Совершая Евхаристию, мы уже прикасаемся к грядущему, предощущаем его и ту славу, которой Бог облачит праведников. Поверх фелони священник надевает наперсный (потому что на персях, то есть на груди) крест. У заслуженных священников это крест из благородных металлов, украшенный драгоценными или полудрагоценными камнями. Все – имеет значение и глубокий символический смысл. Даже вышивка на облачении, все эти узоры, по мысли святителя Германа Константинопольского (8-й век), представляют узы, которыми был связан Спаситель, и Кровь, которая текла из Его ран.
Литургия с пояснениями А вот и диакон испрашивает благословения священника на облачение: Благослови, владыко, стихарь с орарем . – А что, диакон сам не может облачиться в священные одежды? – Нет, диакон без благословения священника не может совершить ни одного священнодействия. Всякий раз, совершает ли он каждение, идет ли на ектению… словом, всякий раз для совершения богослужебного действия диакон испрашивает у священника благословения.
Литургия с пояснениями Диакон облачается в стихарь, на руки надевает поручи, на левое плечо возлагает орарь.
Литургия с пояснениями Орарь – отличительный знак диаконского служения. Во время Литургии диакон изображает собою Ангела. Он наполняет храм благоуханным кадильным дымом, призывает народ к молитве, помогает священнику за богослужением. Орарь, таким образом, является как бы Ангельским крылом. Слово орарь происходит от греческого слова ора, что значит время, час, срок. Диакон, воздевая орарь, дает указание верующим, когда нужно молиться.
Литургия с пояснениями Надевая тот или иной элемент своего облачения, священнослужители целуют нашитый на нем крест.
Литургия с пояснениями – Интересный обряд... Я никогда этого не видел, ведь облачение совершается в алтаре. – Да, сегодня облачение священнослужителей происходит в алтаре, и верующие его не видят. В древности было иначе, что сохранилось и доныне в чине облачения епископа. Священник облачался при входе в храм. Он избран общиной как достойнейший, сильнейший… Его одежды – знак того, что Бог облекает его славою и силою. Каждая вещь имеет свое назначение, каждая надевается с молитвой, все должно быть ладно пригнано: священнослужитель готовится дать бой сатане. Вот и сегодня, если вы окажетесь в храме во время архиерейской службы, то есть когда богослужение возглавляет епископ, архиепископ, митрополит или Патриарх, вы увидите, что облачение происходит на середине храма.
Литургия с пояснениями После облачения священнослужители омывают руки при чтении 25-го псалма: Омою в невинности руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, и помилуй меня. Нога моя стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа. (Рус.) Видимое омовение рук символизирует освобождение души от всего постороннего и отвлекающего от молитвы, ибо «приходящим на всесвятейшее священнодействие подобает очиститься даже от окраинных фантазий души» (св. Дионисий Ареопагит).
Литургия с пояснениями После облачения и омовения рук священник отходит к жертвеннику – столу находящемуся в дальнем левом углу алтаря. На жертвеннике расставлены богослужебные сосуды, лежат просфоры. Поклонившись перед жертвенником, священник целует богослужебные священные сосуды. – «Священные сосуды»… Это не из-за них в 1920-е годы разгорелся скандал между Церковью и советской властью? – В 1922 году во время голода в Поволжье был объявлен сбор средств в помощь голодающим Поволжья, и Ленин, пользуясь ситуацией, попутно решил покончить с Церковью путем изъятия всех ее ценностей. В то время многие советские руководители почему-то считали, что, если у Русской Православной Церкви отобрать золотые и серебряные оклады с икон, кресты, хоругви, богослужебные сосуды, то Церковь умрет. Они не понимали, что сила Церкви – не в украшениях, не в ценностях, пожертвованных в храм верующими людьми, а совсем в другом: в вере в Бога и любви к Богу. Кроме того, Ленин считал, что Церковь начнет защищать свои богатства. Вот тут-то ее легко будет обвинить в контрреволюции и покончить с ней путем репрессий. Церковь была готова отдать голодающим все, что у нее есть. Хотя все понимали, что до голодающих это не дойдет: будет разворовано, а кроме того, будут уничтожены (переплавлены) культурные и исторические ценности, созданные прекрасными русскими мастерами прошлых веков. Так это и получилось. Из конфискованного золота и серебра большевики начеканили серебряных и золотых монет, чтобы похвастаться перед Западом: смотрите, какая молодая советская власть, а как уже крепко стоит на ногах, имеет собственную валюту. Но речь не об этом, а о том, что Церковь была готова отдать все, кроме… богослужебных священных сосудов. Они потому и называются священные сосуды, что участвуют в самой священной деятельности – в служении Божественной литургии. По церковным канонам, эти сосуды нельзя использовать ни для чего другого, кроме как для служения Литургии. После изготовления над этими сосудами читаются особые молитвы, которые изымают эти сосуды из мирского употребления. Церковь готова была отдать все, пользуясь терминологией большевиков, «ценности», но просила не лишать ее одного – богослужебных сосудов.
Литургия с пояснениями Богослужебные сосуды таковы (в порядке духовной значимости): Чаша (или Потир); дискос; звездица; копие; лжица.
Литургия с пояснениями Последней священник лобзает лжицу, которой будет причащать верующих. Целуя лжицу, священник тихо произносит: Бессмертие источил еси Спасе наш, пришедый спасти мир .
Литургия с пояснениями Затем начинается проскомидия. Это слово в переводе с греческого означает приношение. Так называется эта часть службы потому, что в древности верующие сами приносили хлеб и вино для совершения Таинства Евхаристии… – Что-то многовато новых слов… Мы же говорим о Литургии, а теперь еще и Евхаристия?.. – Евхаристия с греческого языка переводится как Благодарение. Так правильно именовать ту службу, которую мы сегодня называем «Божественная литургия». Кстати, слово «литургия» переводится как «служение». На Западе любую церковную службу называют литургией. На Востоке, в Православной Церкви, Литургией стали называть только Таинство Евхаристии. Вы спросите, почему главную службу Церкви, службу, во время которой хлеб и вино силой Божией становятся Животворящими Телом и Кровью Христовыми, назвали Евхаристией? Я не буду приводить древние, еще ветхозаветные, параллели этому слову, скажу так: а как еще можно назвать службу, во время которой мы благодарим Господа за Его дивные милости миру и конкретно нам? Как еще, как не Благодарением – Евхаристией, назвать службу, во время которой мы имеем возможность вновь и вновь молить Бога о чуде преложения земной пищи и пития в Животворящую Святыню, питающую нас, поддерживающую, дающую духовные и телесные силы? Итак, начинается проскомидия, та часть Литургии, во время которой мы готовим к Таинству хлеб и вино и молимся за живых и усопших. На жертвеннике лежат просфоры. Сегодня просфоры пекут при храме или при монастыре. Если храм собственной пекарни не имеет, он приобретает просфоры в каком-нибудь другом приходе. Из просфор, лежащих на жертвеннике, особенно выделяется одна, большая. Она называется Агничная. Именно из этой просфоры священник вырезает Агнец – прямоугольную частицу, которая во время Литургии станет Телом Христовым. На фотографии: священник взял Агничную просфору. Перед тем, как вынимать Агнца, он троекратно начертывает над просфорой копием крест, тихо произнося: В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Литургия с пояснениями Священник аккуратно отрезает боковые части просфоры (мелко порезанные, эти части будут раздаваться верующим как антидор)… Обратите внимание на красный цвет облачения – эта фотография сделана во время Пасхальной литургии.
Литургия с пояснениями Затем священник отрезает подрумяненный низ просфоры…
Литургия с пояснениями …и крестообразно надрезает просфору. Приготавливая частицу, священник тихо произносит страшные по своей значимости и ответственности слова, напоминающие нам о том, для чего пришел в мир Спаситель: Как овца, веден был Он на заклание. И, как непорочный агнец пред стригущими его безгласен, так и Он не отверзает уст Своих. По смирению Своему был осужден без суда. Происхождение Его кто объяснит? Берется от земли жизнь Его! Приносится в жертву Агнец Божий, берущий на Себя грех мира, ради жизни и спасения мира. (Рус.)
Литургия с пояснениями Итак, у нас получается Частица с изображением Креста и надписью: ИС-ХР – НИ-КА, что в переводе с греческого значит: Иисус Христос – Победитель. Вырезанная Частица – Агнец – кладется на специальное блюдо на высокой ножке – дискос. Дискос, с выгравированными на нем изображением Вифлеемского вертепа и сцены Рождества Христова, напоминает, что Евхаристия – не просто старинный красивый обряд, но Таинство, вновь и вновь, день за днем, актуализирующее, то есть делающее настоящей для нас, Тайну Боговоплощения. Рядом с дискосом на жертвеннике стоят Чаши (или, по-гречески, Потиры). В обычные дни используется Чаша среднего размера, но в воскресные и праздничные дни претворение вина в Кровь Христову совершается в одной Чаше (большой), а потом для того, чтобы могли причащать несколько священников, Святые Дары разливаются по небольшим Чашам. В нашем соборе для высокоторжественных праздников хранится Чаша пятилитровая. Она вмещает 5 литров Животворящей Крови Христовой, и на весу, в руке, удержать ее невозможно. Если священник захочет причащать из нее, ему придется держать Чашу на подставке. Существуют Чаши для торжественных богослужений Патриарха, которые вмещают до 20 литров. Из этой Чаши Святые Дары можно разделить на 50 мелких Чаш, из которых священники причастят более десяти тысяч человек. – Но я смотрю на фотографию и вижу, что от большой просфоры отрезано совсем мало. А вы говорите, вырезается Частица?.. – Верно. Когда людей много (а эта фотография сделана на проскомидии праздничного дня) и будет причащаться сто и более человек, мы отрезаем от просфоры лишь края. В тот же день, когда причастников немного, от просфоры отрезается больше и получается самая настоящая Частица. Позже, на других фотографиях, вы это увидите.
Литургия с пояснениями Со словами: Один из воинов копьем пронзил Ему [Иисусу Христу] ребра, и тотчас истекли кровь и вода… – Агнец надрезается копием.
Литургия с пояснениями Другая Литургия (пятью годами раньше), но вы видите, что и здесь священник пронзает точно такую же часть Агнца.
Литургия с пояснениями Когда Агнец из просфоры вырезан, в чашу вливается вино с небольшим количеством воды… – А зачем к вину добавляется вода? – На символическом языке это обозначает, что во Христе были соединены Божественное и человеческое измерения: Он – Богочеловек. Пока – это немного холодной воды. Непосредственно перед Причащением мы вольем в Чашу горячую воду, которая у нас называется теплотой (по-греч. – просто кипяток). Она смешается с Кровью Христовой и сделает Ее теплой – в напоминание о том, что во Христе всегда (даже когда Он умер) присутствовало Бессмертное Божество (подробнее о богословском значении теплоты см.: Литургия верных).
Литургия с пояснениями Итак, Агнец положен на дискос. Вырезание (или, по-славянски, изъятие) из просфоры Агнца символически означает Рождение Христа. Затем из небольших просфор мы вынимаем частицы в память Богоматери и святых. Конечно, за Божию Матерь и святых мы не молимся, молимся лишь за простых людей. В таком случае, зачем вынимать частицы в их память? А делается это потому, что Литургия – Таинство, объемлющее и землю, и небо. И наше поминание святых означает приглашение им участвовать в сей великолепной и духоносной службе!
Литургия с пояснениями После того как из просфор вынуты частицы в честь Божией Матери и святых, священник вынимает частицы за всех тех людей, за кого просили помолиться (подали записки), – за живых и усопших. – Усопших, то есть, мертвых?.. – Можно и так, но Церковь избегает употреблять слово «мертвый». Чаще всего используется слово усопший (то есть, уснувший), или преставльшийся (то есть, переставившийся на Небеса). Смерть для христианина есть не конец, но переход к новой, вечной жизни.
Литургия с пояснениями Вынутые частицы сначала складываются на блюдечко, а потом высыпаются на дискос и помещаются возле Агнца. В конце Литургии частицы, вынутые о здравии и о упокоении наших близких, опустят в Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Просфорные частицы, напитываясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам людей, за которых они принесены. – Я хочу еще спросить. Это что, священник читает все записки, которые люди подали на службу? – Если записок немного (например, храм небольшой), то читает сам. Если записок много (их бывают сотни), то священнику помогают чтецы и пономари (помощники при богослужении). Они стоят рядом с жертвенником и тихо читают записки, а священник вынимает из просфор частицы со словами: «Помяни, Господи».
Литургия с пояснениями В Русской Православной Церкви Божественная литургия совершается на пяти просфорах… – Я слышал, что старообрядцы служат на семи... А греки – на одной... Имеет ли количество просфор на Литургии какое-то значение? – Чин проскомидии преследует своей главной целью приготовление Частицы, которая станет Телом Христовым. Называется эта Частица – Агнец. Соответственно, она вырезается из одной просфоры. Остальные хлебы используются для торжественного воспоминания Божией Матери и святых, поминания живых и усопших. Значит, минимальное количество необходимых для богослужения просфор – одна! Остальные предписаны современным богослужебным чином, но, в крайнем случае, их может и не быть. В разное время в Православной Церкви – и на Востоке, и на Руси – использовали разное количество просфор. В 17-м веке в России установилась практика совершать проскомидию на пяти просфорах. В Греции проскомидия совершается на одной просфоре – большом хлебе, на котором оттиснуто несколько просфорных печатей – крест и буквы: ИС-ХР и НИ-КА, что, как я уже говорил, в переводе с греческого значит: Иисус Христос – Победитель. – Да, но я вижу на тарелке четыре просфоры… – Вы просто забыли, что из первой вынут Агнец и он покоится на дискосе. А перед нами – остальные четыре. Та, из которой изъята одна частица, в середине, – называется Богородичной просфорой. Эта частица вынута в честь Божией Матери. Та, у которой посередине вынуто девять частиц, называется девятичинной. Эти частицы вынуты в память святых. Просфора с двумя вынутыми частицами (в нижней части лицевой печати) – предназначена для поминовения живых. Просфора с одной вынутой частицей (в нижней части лицевой печати) – предназначена для поминовения усопших. Чин проскомидии преследует своей главной целью приготовление Частицы, которая станет Телом Христовым. Называется эта Частица – Агнец.
Литургия с пояснениями Закончив поминание, священник произносит молитву и осеняет священническим благословением кадило: Фимиам (то есть, благовонное вещество) Тебе приносим, Христе Боже наш, как благоухание наших душ. Приими его на Небесный Твой жертвенник, и ниспошли нам благодать Всесвятаго Твоего Духа. (Рус.)
Литургия с пояснениями Сначала в кадильный дым погружается особая конструкция, сделанная из двух согнутых металлических полос, – звездица.
Литургия с пояснениями в практическим смысле, звездица предохраняет Агнец от соприкосновения с тканью покровов. Эта звездица ставится над Агнцем. На символическом языке звездица изображает собой Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам путь к Новорожденному Богомладенцу.
Литургия с пояснениями Затем священник покрывает дискос с Агнцем и частицами и Чашу специальными пеленами и произносит молитву, в которой поминает «принесших и ихже ради принесоша» (принесших и тех, за кого принесли). Интересно комментирует это окутывание пеленами хлеба и вина св. Николай Кавасила (XIV век): священник «покрывает дары, то есть хлеб и чашу, честными покровами и кадит со всех сторон: ибо и сила воплотившегося Бога в течение известного времени, до времени чудес и до времени свидетельства с Неба, была прикровенна».
Литургия с пояснениями Я уже приводил слова прекрасного византийского мыслителя, но напомню его мысль: «Окутывание» Даров символизирует, что до времени Христос скрывал Свою Божественность, Он – таился, лишь постепенно подготавливая народ к осознанию того, что перед ними – Мессия и Спаситель.
Литургия с пояснениями Наконец, большое покрывало ложится на все приготовленные Святые Дары.
Литургия с пояснениями После этого священник кадит Дары…
Литургия с пояснениями Итак, у нас приготовлены к Божественной литургии по всем церковным правилам хлеб и вино. Кого-то священник уже помянул, но теперь поминовение можно продолжить. Собственно, это поминовение можно продолжать (а значит, можно продолжать поминать поданные записки с именами) до самого Великого входа, до момента, когда Дары будут перенесены на престол. Специально для этого край пелен поднимается. Под поминовением я имею в виду не обычную молитву, а молитву, соединенную с изъятием частиц из просфор. Вынутые частицы будут положены возле Агнца, на дискос.
Литургия с пояснениями Литургия – это молитва о людях, а не просто торжественное богослужение, преследующее свои богословские цели и не имеющее к конкретным людским нуждам и проблемам отношения. Об этом приходится говорить, так как многие верующие не ходят на Литургию, а подходят к ее окончанию, на молебен или панихиду. Вот это, в сознании людей, – настоящая, практическая молитва, а о чем мы молимся на Литургии, не совсем и понятно. А молимся мы о людях! Благодарим Бога за милости, излитые на нас, и просим и впредь миловать нас, прощать, покрывать наши недостатки Его любовью. Несколько раз мы отдельно, настойчиво поминаем живых и усопших. В первый раз это происходит во время проскомидии, когда мы вынимаем за живых и усопших из просфор частицы. Какие мистические процессы происходят в судьбе живых, когда за них молятся на Литургии? Никакого систематического учения об этом не существует, это тайна. Однако несомненно, что молитва за живых на Литургии оказывает то или иное влияние на их жизнь. Многие люди свидетельствовали о чудесах, которые происходили в их судьбе, когда за них молились на Литургии.
Литургия с пояснениями На фотографии: Чтец произносит имена своих близких, а священник вынимает за них частицы. Чувствуют ли что-то усопшие, о которых мы молимся за Литургией, о которых вынимаем частицы? Церковное Предание подтверждает, что это, несомненно, так. У блаженного Августина (V век) читаем: «Когда жертвы на Алтаре …об усопших приносятся, то за добрых бывают благодарением Богу, о не очень злых служат очищением их грехов, за очень же злых хотя никакой не приносят пользы мертвым, но составляют утешение для живых. Польза же жертв (то есть поминания на проскомидии. – прот. К.П.) состоит или в совершенном очищении грехов, или в облегчении осуждения». Частично соглашаясь со св. Августином, Церковь идет дальше богомудрого отца. Даже и великим грешникам бывает облегчение от мук их, когда за них молятся, когда живые протягивают им руку любви! Замечательный византийский мистик и богослов XIV века св. Николай Кавасила много говорит о важности поминания усопших за Литургией. Для них это такое же полноценное участие в Таинстве, как и для нас. Что ж из того, спрашивает св. Николай, что усопшие не имеют ног или рта и не могут причащаться осязаемо, как живые? «От чего же зависит освящение наше, от того ли, что мы имеем тело, что приходим ногами к Евхаристии, что берем руками Святые Дары, что принимаем их устами, что едим и пьем? Нет, ибо многие, у которых все это было и которые таким образом приступали к таинствам, не получили от того никакой пользы и отошли, подвергшись большему злу (то есть, осуждению. – прот. К.П.)». И далее святой отец спрашивает: «Так что же бывает причиною освящения для освящаемых? И чего требует от нас Христос? Это чистота души, любовь к Богу, вера, желание Таинства, ревность к причащению, горячее усердие и то, чтобы мы приходили с жаждою». Но, как мы знаем, это все принадлежит не телу, но душе. И, значит, душа, разлучившаяся с телом, также может воспринимать Святой Таинство. «Посему, – пишет св. Николай, – если души имеют готовность и расположенность к Таинству, а Господь, который освятил и совершил его, всегда желает освящать и хочет всякий раз преподавать самого Себя; то что может воспрепятствовать приобщению? Очевидно, ничто. ...Посему нет ничего необыкновенного в том, что Христос отрешившимся от тела душам, которых не мог обвинить ни в одном из подобных недостатков, преподает эту трапезу. Необыкновенно и чудно то, что человек тленный ест Тело нетленное. А что душа – существо бессмертное – приобщается соответственнейшим ей образом того, что бессмертно, – что в этом удивительного?» А вот мнение об этом современника св. Николая, святителя Симеона, архиепископа Фессалоникского: «Через священные жертвоприношения …не только согрешившим и в покаянии отшедшим из тела подается отпущение и оставление грехов, и освобождение от муки, но и праведно пожившим и имевшим благий и богоугодный конец даруется большее очищение и возвышение, …близость и дерзновение к Богу, и обильнейшее просвещение от света Божия. …Частица, вынимаемая во время страшного жертвоприношения, и поминовение над нею отшедшего соединяет его с Богом и дает возможность невидимо быть причастником Его и иметь общение с Ним. Получая от сего величайшую пользу, не только те братия во Христе, которые преставились в покаянии, утешаются и спасаются, но и священные и боголюбивые души Святых получают великую радость, когда сии жертвы совершаются ради них, и в веселии ликуют ради сей святейшей Жертвы, теснее соединяясь со Христом и делаясь причастниками высшей чистоты и света, и преискренне приобщаясь даров Его, молятся за нас…»
Литургия с пояснениями Юный алтарник читает поминальные записки-сорокоусты. Молитва за проскомидией – не безличный, механический процесс изъятия из просфор частиц хлеба. Молящийся за проскомидией священник чувствует (любой священник вам это подтвердит) незримое присутствие тех, за кого молится. У людей высокой духовной жизни это незримое присутствие поминаемых часто превращалось в зримое. Известный старец и молитвенник преподобный Севастиан Карагандинский, скончавшийся в 1968 году, как рассказывают очевидцы, часами совершал молитвенное поминовение усопших за проскомидией. Ему приносили мешки записок, и он внимательно все прочитывал, причем часто останавливался, смотрел в пространство за жертвенником и тихо шевелил губами. На недоуменные вопросы старец простодушно и честно отвечал, что, когда он поминает усопших, они сами перед ним проходят и иногда он с ними разговаривает. Одна из женщин, подученная бабкой-колдуньей, желая причинить какой-то вред своей знакомой, записала ту в записку об упокоении. Записку, в числе прочих, подали в алтарь. Через некоторое время оттуда вышел старец. «Кто это сделал?» – обратился он, гневно сверкая глазами, к собравшимся в храме. Ответа не последовало. «Кто записал это имя в записку?» – повторил о. Севастиан. «Я», – из глубины храма к старцу подступила перепуганная женщина. «Эта женщина, которую вы записали в записке как покойную, жива…» Позже старец объяснил, что, когда он молился в алтаре, при произнесении имени, указанного в записке, он не увидел в числе проходящих перед ним людей упомянутую женщину. Подобных примеров можно было бы привести множество…
Литургия с пояснениями Сколько бы записок ни было, все они прочитываются. Об этом, наверное, не стоило бы и говорить, – разве это не само собой разумеется, если бы не постоянные подозрительные вопросы наших бабушек: «Батюшка, а мою-то прочитали?» Основную массу записок, конечно, читает не священник. У него на это просто нет времени, а помощники – чтецы и пономари, которых в алтаре бывает немало.
Литургия с пояснениями Где бы Литургия ни совершалась – в храме или на улице, – всегда проскомидия совершается обычным порядком. В 2006 году в соборе, где служит автор этих строк, произошел пожар. Верующим пришлось несколько дней молиться на улице. На фотографии мы видим проскомидию перед началом Литургии, которая совершается на паперти собора.
Литургия с пояснениями Закончив проскомидию, священник переворачивает просфору, из которой он вынимал частицы о здравии, и вынимает частицу за… себя самого: «Помяни, Господи, и мое недостоинство…»
Литургия с пояснениями Все частицы ссыпаются на дискос, к Агнцу. Весь мир – и живые, и усопшие, – таким образом, оказывается вовлеченным в священнодействие. Весь мир приводится церковной молитвой ко Христу. Мы кладем частицы, вынутые за конкретных людей, святых и несвятых, живых и уже отшедших в иной мир, на дискос, в центре которого лежит Частица, которой предстоит стать Телом Христовым. И позже, когда хлеб станет Хлебом – Телом Господа и Спасителя нашего, Распятого и Воскресшего, – все частицы, все, кого поминали, окажутся возле Самого Настоящего живого Христа. А в конце Литургии все эти частицы опустят в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». – Есть люди, которых мы не можем поминать во время проскомидии? – Да. Из живых – это нехристиане (то есть, люди некрещеные), еретики, раскольники и люди, отлученные от Церкви. Из усопших – это те же плюс самоубийцы.
Литургия с пояснениями В то время, когда в алтаре священник совершает проскомидию, перед самой Божественной литургией, чтец на клиросе, то есть, на возвышенной площадке перед алтарем читает часы. Часами называется небольшое молитвенное последование, состоящее из псалмов, тропарей и некоторых молитв. Еще в Иерусалимском Храме, в ветхозаветные времена, четыре раза в день через равные промежутки времени Богу воссылалась молитва. Таким образом, Богу посвящалось как бы само течение времени жизни человеческой. В Новом Завете эта практика не исчезает, но переосмысляется и дополняется. Для нас регулярное ежедневное воспоминание о Боге связывается с воспоминанием самого великого, и прекрасного о чем можно помыслить: с Пришествием в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа, Его искупительной Смертью, Воскресением и дарованием верующим во Христа благодати Святого Духа. Существуют службы первого, третьего, шестого и девятого часов. Перед Божественной литургией совершаются третий и шестой часы. Прихожане «со стажем» знают, что, пока чтец что-то перед Литургией читает, под этот приятный, благочестивый «аккомпанемент» можно купить свечку, написать записку, поделиться новостями … Правильно ли это? Многие ли прихожане вслушиваются в слова часов? Многие ли знают, о чем во время этих небольших молитвенных последований говорится? Если в это время мы и можем купить и затеплить свечу перед иконой, написать записку, то разговаривать на посторонние темы никак не допустимо. Нужно стараться вслушиваться в то, что читается. На службе третьего часа мы вспоминаем событие Сошествия Святого Духа на Апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова. Молитва этого часа произносится только в Великом посту: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Тебе. (Господи, в третий час пославший апостолам Пресвятой Твой Дух, не отними Его, Благий, и от нас. И освяти и очисти нас, Тебе молящихся». – Рус.) Именно с Сошествия Святого Духа на Апостолов начался путь Церкви в истории. Церковь и сегодня существует в истории, все мы живем в конкретное время. И мы так же, как и Апостолы два тысячелетия назад, нуждаемся в укреплении нас и наполнении Духом Святым. Шестой час посвящен воспоминанию шествия Христа на Голгофу и Его Распятия (Лк. 23:26-38).
Литургия с пояснениями После того как дискос с Агнцем и Чаша с вином покрыты, диакон, испросив благословение священника, совершает каждение всего храма. Начинает он его в алтаре. Кадит престол, жертвенник, Горнее место, иконы алтаря, священнослужителей и всех, находящихся в алтаре. Выходит и кадит иконостас, хоры. Спускается и обходит, совершая каждение, весь храм, причем сперва кадит иконы, затем поворачивается и, кланяясь, кадит людей. Это очень интересный и древний обычай. На античном Востоке, в богатых домах, окуривание благовониями приходящих гостей относилось к ритуалу приветствия. Оттуда этот обычай пришел и в христианские собрания. Диакон, покадив алтарь, приготовленные дары и иконы, обходит весь храм и кадит верующим, выражая почтение христианам, гостям Господа, сошедшимся на Небесную трапезу. – Уже не первый раз диакон кадит. А зачем мы кадим? Богу это нужно? – Мы кадим, выражая благоговение перед Богом. И делается это, безусловно, не для Бога, а для нас. «Обоняние – одно из пяти человеческих чувств и самое сильное из пяти, поскольку самое бессознательное. Почувствовать, учуять что-то – значит получить некую иррациональную уверенность в том, что невозможно доказать. Кроме того, запах – это знак присутствия, след, который оставляет за собой всякое живое существо. Поиск того, что скрыто от глаз, охота, выслеживание требуют чуткого обоняния. И когда мы устремляемся на поиски Бога, Он тоже оставляет нам знаки Своего таинственного присутствия – летучие и трудноуловимые, но реальные» (свящ. П. Дюмулен). Издавна благовоние служило способом любовного общения мужчины и женщины: Ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро, поэтому девицы любят тебя (Песн. 1:1-2), – говорит жениху возлюбленная. И тот отвечает ей: О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! О, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! …Благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана! (Песн. 4:10-11). Если мы вспомним, что книга Песнь Песней, полная прекрасных эротических образов, на самом деле вошла в Библию не как памятник любовной лирики, а как поэма об отношении человеческой души (невесты) с Богом (Женихом), то станет понятно: сладкий аромат благовоний в Библии – это знак любви, дов ерия, нежности. За несколько столетий до Рождества Христова, Бог устами пророка Малахии, восклицает: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему…» (Мал. 1:11). И, словно слыша поступь верблюдов, везущих новорожденному Христу дары: благовония и золото, Исаия пророчествует: «Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они… принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60:6). Наступает долгожданное время прихода в мир Сына Божия. И тут можно сказать, что весь Новый Завет заключен между двумя ароматами: фимиамом, принесенным в дар к Рождеству Христову, как предсказывали то пророки, и благовониями, предназначенными для погребения Спасителя. Для христианина принесение ароматов Богу, каждение – знак любви к Нему и благоговейного почитания. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое», – молится псалмопевец Давид (Пс. 140:20). А тайновидец Иоанн, автор Апокалипсиса, приобщенный Боговидению и знанию судеб мира, сообщает нам о небесном Богослужении так: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом… И пришел иный Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела» (Откр. 8:2-4). Сам Христос показал нам истинный пример поклонения Богу, предав «Себя в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2). Вся жизнь Христова была непрестанным приношением любви, угодным Богу, истинным благоуханным каждением. Каждый человек, вступающий в Церковь, на служение Богу, также помазывается благовонным маслом – Св. Миром. Христианин – это помазанник Христа, а значит, как и наш Спаситель, мы должны быть благоуханием пред Лицом Божиим. Об этом очень выразительно сказал Ап. Павел: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2:14-16). Таким образом, кадильное воскурение – больше, чем жертва, чем символический дар Богу. С одной стороны, кадильный аромат свидетельствует о всепроникающем сладком присутствии Господнем в нашей жизни, с другой – это напоминание нам, христианам, какой должна быть наша жизнь. А она должна быть жертвенной, как жертва кадильная, чистой, как чиста кадильная смола, ароматной, как ароматен фимиам. Еще раз вспомним радикальные слова Ап. Павла, что Бог «дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте», то есть, мир узнает через благоухание нашей жизни о Боге, и наша жизнь, наше благоухание «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». Кто-то через наш пример приходит к Богу и приобщается к вечной жизни, а кто-то – бежит от Бога, прячется от благодати, делает свой выбор – жить без Бога.
Литургия с пояснениями Прихожане в это время ставят свечи.
Литургия с пояснениями Кто-то получает благословение священника или задает неотложный вопрос.
Литургия с пояснениями Другие исповедуются… Через минуту-две начнется великолепная и священная служба Божественной литургии.





© MoskvaX.ru & Moskva-X.ru






А что об этом думаешь ты?








. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Запрет на просмотр HTML кода
Следуй за мной в мир непознанного